Психология активности

Девушки, девушки. Девушки интересуются практикой активности? Интересное кино. Ой, поражен. Едва еще не отказался. Хорошо.
Ух… Практика активности начинается… (смех в зале) Чтобы хорошо поработать, надо хорошо полениться… Смотрю… Тяжело…
— И ты брут.
— Кино снимаю.
— Кино. Понятно. Кино, кино, кино, кино. Интересное помещение, почему оно называется конференц-зал вот только непонятно?
— Номер четыре может быть, конференц-зал номер четыре.
— Да.
— Тоже важно.
— Тут вот так джакузи рядочком поставить. И в джакузи народ лежит, музыка играет. Такая конференция практически. Аромат… Почему шепотом. Все уже? Ура!
— Сколько же ты морковок повесил, народу…
— Кто скомандует к началу? Кто главный?
— Куратор наверное?
— Иглес или Шарунас?
— Иглеса нет.
— Пять минут. Вот за эти пять минут можно сделать очень много. Вот то что я сейчас делала называется проактивность – активность не имеющая никакой цели, за исключением той, чтобы себя активизировать. Люди очень часто об этом забывают, поэтому у них падает тонус. Вот с места очень трудно действовать, преодолевая инерцию. Правильно я говорю (громко и бодро)?
— Да, правильно (тихо отвечают).
— Правильно я говорю (еще громче)
— Да! (громче)
— Молодец. Хороший ответ, неправильный ответ, как в кино. Кстати о кино (воспроизводит мелодию голосом). Стучит пальцами по столу с закрытыми глазами.
— Есть такая очень экзотическая формула проактивности, на востоке ее придумали: в кармане носят грецкие орехи и все время так в пальцах их крутят. Именно грецкие орехи, так как у них сложная поверхность, а пальцы как известно представлены, вообще кисть руки занимает в голове человека объем двух кистей, а туловище – маленький кусочек (показывает на себе). Значит любая работа пальцами она активизирует мозг между прочим. Вот что сейчас все такие за активизированные, сидят пальцами (перебирает по столу). Ой Йонас Викас. Вот уже получается единство поколений (стучит пальцами по столу). Это все проактивность, проактивность (продолжает водить пальцами по столу и напевает мелодию).
— Артист хорошо поработал, люди сюда подтягиваются. Практика активности.
— Динамический стереотип. Это практика инертности: всегда было там, значит сегодня там.
— Ну и что мы будем делать? Они пере подтягиваются?
— Нет. Один, два. Много не будет.
— Кто следил за событиями сообщаю, что спектакля не будет в моей постановке, поскольку я его закрыл в процессе работы.
— А почему? Корректный вопрос или нет? (смех в зале)
— Я расскажу байку, а Вы решите почему. Первый прогон должен состояться, должен прийти худрук театра, замечательный такой продюсер, известный деятель Эдуард Маяков. Сижу я с актерами в курилке и вдруг мне рассказывают анекдот, очень старый анекдот, но я его слышу в первый раз. Анекдот между прочим об активности. Анекдот звучит так: «В провинциальный театр приезжает столичный режиссер с новациями такими, ставит спектакль, в котором изысканные мизансцены, какая то пластика, какие то танцы, но в общем модерн, такой. В провинциальном театре служенные и простуженные все делают великолепно, режиссер счастлив. Наступает день премьеры, открывается занавес, выходят актеры и садятся вокруг стола и так докладывают пьесочку. У него волосы дыбом, он прибегает за кулисы: «В чем дело? Мы же репетировали, все было так здорово?» «Мы тебе не мешали репетировать? А теперь ты нам не мешай играть как мы любим», — ответ». Это мне рассказали перед прогоном, на прогоне все произошло, я решил не дожидаться премьеры. Вот такая история. Вот это очень мне напоминает изучение материалов Традиции многими людьми. Вот они изучают, узнают, практикуют даже что-то, потом репетиция кончается, они выходят на сцену жизни и играют как привыкли… Повисла гнетущая тиша, полицейский родился.
Вот я думаю, что мы сегодня попробуем разобраться в этом вопросе: почему часто очень, знания и навыки, которые получают люди, занимаясь в общем то передовыми разделами практической психологии, почему они в жизни никуда не идут? Почему они не увеличивают ни активность, ни эффективность. Я не буду говорить об успешности, потому что успешность – это категория социального соревнования. Участвовать или не участвовать в социальном соревновании – дело каждого человека. Я буду говорить именно об эффективности, то есть вот есть замысел, вот есть его реализация, с какой эффективностью это происходит? Или нет замысла и его так и не будет до самого конца. В чем дело?
Я просто напомню некоторые моменты, которые нам важны для контекста сегодняшней беседы.
Первый момент – это стратегия жизни. Как мы с Вами уже разбирались стратегий жизни не много предложено уже готовых:
стратегия социального наследования, то есть стратегия жизни состоит в том, чтобы появилось следующее поколение, чтобы это поколение успешно развивалось, накапливало, потом передавало следующему поколению, следующему поколению. Главная ценность в этой системе – это семья – в самом широком смысле слова, род, семья таких-то графов Тышкевичей, или семья Петрайтис в шестом поколении. Если эта линия осуществляется, то все что человек не делает в своей жизни, даже если он не подозревает, это еще с детства, младенчества все это внушается, идет такое социальное программирование, социальное давление. И фактически тогда получается, что отцы не достроили, то мы достроим, что мы не достроили, наши дети достроят, что наши дети не достроили, то наши внуки достроят, то есть мотивирующий момент основной – это всегда будущее. Я не знаю как сейчас, а раньше в Литве так говорили: «До тридцати как хочешь, а с тридцати уже все, пора уже делом заниматься», то есть подхватывать знамя семьи и нести его дальше. Эта стратегия плюс подкрепляется, множество в ней есть внешних плюсов, ты молодец, так и надо жить, вот образец для подражания.
Социальное соревнование. Главное – карьера. Естественно мотивирующий момент всегда в настоящем, то есть все подчинено карьере, то есть социальному выигрышу, победе, тоже очень распространенная, тоже подкрепляемая, но с оговорками. Поэтому человек, который живет по стратегии социального соревнования все время употребляет оговорки, ну это не вообще, а потом… Оговорки по поводу того, что это не вредит якобы семье, на самом деле это конечно неправда. И чем ближе к большому спорту, том больше страдает семья, несовместимыми становятся эти две стратегии. Каждый из Вас может вспомнить тысячи примеров. Для меня самый яркий такой пример был: это когда на встрече с канадскими проповедниками духовности в бизнесе четыре заповеди у них и семь правил на листочке. Они в свободное от работы время посвящают тому, что приехали в Россию чтобы посвятить тех кто сможет совмещать духовность и бизнес. Выступает канадский миллионер, а может быть миллиардер, член чего там всеянь Канады, владелец крупнейшей строительной корпорации рассказывает, он все по-честному рассказывает, наивный: «С детства я мечтал об одном, чтобы я не был бедным. И я значит стал богатым. И когда я стал богатым я оглянулся и увидел, что со своей женой я практически не знаком, что мои дети – это какие то совершенно чужие достаточно взрослые люди, и тогда я поверил в бога». И стал он проповедовать. Соединение такого черного уиэкендевского бога от бизнеса. Вот классический пример, того, что у человека в жизни стратегия социального соревнования, и естественно все остальное этому подчинено. И естественно никаких мыслей о будущем в настоящем нет, потому что в каждый момент настоящего он занят борьбой, сравнением, оценкой насколько он поднялся, как подняться еще выше, как обойти этого, как обойти этого.
Это две наиболее массово встречающихся жизненных стратегий. Но есть люди, которые не любят напрягаться так, потому что и то, и другое требует определенного напряжения, последовательности действий, строгой системы выборов от основной ценности. Большинство людей пытается смешать эти две стратегии, как-то их объединить, как модно сейчас говорить – интегрировать, в результате и там чуть-чуть и тут чуть-чуть. Большинство людей живет между этими двумя стратегиями.
Жизнь как приключение (авантюра), то есть жизнь превращается в некую цепь приключений, между которыми происходит либо накопление средств тем или иным способом, вплоть противо-, антисоциальных для следующего приключения, есть социально приемлемые способы, так живут альпинисты, так живут путешественники, они на работу ходят чтобы только заработать, а живут они от приключения к приключению. У этих нет ни будущего, ни настоящего, ни прошлого. Хотя на самом деле, если проанализировать их психологию, то прошлое: воспоминание о том как было хорошо в прошлый раз, и как бы сделать еще лучше в этот раз. И будущее: мечты о будущем. Основная ценность – удовольствие. Вот эта стратегия авантюриста – жизнь как приключение – она наиболее притягательна эмоционально. И об этом больше всего показывают и рассказывают в СМИ, в светских беседах, и всем хочется. Вот это кажется, что человек делает то, что ему хочется. Но как и у всякой стратегии здесь есть своя направленность, своя логика, потому что промежутки между авантюрами для того человека с такой стратегией самое тяжелое время, самое пустое время, поэтому дырки, его жизненная линия выглядит как пунктирная линия. Поэтому успешными в этой стратегии чаще всего бывают люди у кого уже на стартовой позиции предки обеспечили возможность беспрерывных авантюр. Люди из двух первых стратегий накапливают, а из третьей стратегии тратят. Эти ничего не накапливают, здесь нет результата, в отличии от первых двух, который можно оценить. Здесь только процесс.
— Результат материальный, вещи какие-то?
— Вообще результат – я достиг того-то, я сделал то-то. Здесь ничего не достиг, ничего не сделал. Его результат – это удовольствие приходящее и уходящее.
Стратегия служения. Сюда входит все, что связано с призванием, то есть такова жизнь человека, посвятившего себя религии, посвятившего себя искусству, то есть человек воспринимает свою жизнь как служение некому идеалу. И в результате это приближение к идеи.
Отсутствие какой либо осознаваемой стратегии.
Любая из стратегий позволяет канализировать вашу активность, то есть подчинить расход энергии внутренней и внешней какой-то определенной цели. Если эта стратегия социального наследования, то человек экономит на всем, что не имеет отношение к этой стратегии, так и во всех остальных случаях.
Большинство людей живут в самообмане, полагая что у них немножко от каждой стратегии, то есть без стратегии, то есть энергия их жизни ни на что целево не направлена. Поэтому люди, которые живут в соответствии с одной из стратегий, они всегда более активны, всегда более энергичны, они всегда более результативны в смысле эффективности своей, чем те люди, которые не осознали стратегию своей жизни.
Почему? Давайте посмотрим какие ценности в виде результата деятельности, то есть активности предлагает социум: власть, деньги, слава. Никаких других предложений от социума нет. Мы пытаемся противопоставить этому так называемые общечеловеческие ценности: любовь, дружба, то есть все, что можно назвать отношениями, неформальными отношениями вне социальной пирамиды. Социум никаких отношений не предлагает, он предлагает функциональное соответствие, он предлагает определенную стратегию поведения и определенные правила игры в рамках этой стратегии. В качестве результата все что предлагает социум можно свести к трем категориям: власть, деньги, слава.
Каждая из этих ценностей ограничена приложениями. Слава ограничена публичностью, то есть для того, чтобы добраться до максимальной славы, необходимо перестать быть частным человеком и стать публичным человеком, потеряв большую часть своей частной жизни.
Деньги подразумевают безопасность. Расходы на безопасность растут прямо пропорционально количеству ваших денег, плоть до того, что Вы и в собственной квартире живете вместе с охранной, ну уж с охранными системами обязательно. И тоже теряете свою частность, частный человек перестает быть частным. Хотя казалось он может купить, он может уйти от публичности, но он не может уйти от заботы о безопасности. Расходы эти – чем больше денег, тем больше расходы.
Власть в качестве приложения имеет и публичность, и безопасность. Это самая дорогая вещь в социуме. Я видел как приехал в ресторан пообедать депутат государственной думы, первый круг охраны стоял на улице в радиусе до 200 метров включая противоположную сторону, второй круг охраны стоял непосредственно вокруг ресторана, третий круг охраны, два человека непосредственно стояли внутри ресторана. Это он приехал пообедать, просто пообедать, не на деловую встречу. То есть мы как бы этого хотим, во всяком случае нас убеждают в этом постоянно, мотивируют в эту сторону. Есть люди, которые скажем относительно легко переносят недостаточное количество не доставшихся им денег на старте, но очень тяжело переносят не доставшееся им количество славы, некоторые люди ужасно бояться, но очень хотят славы, и так далее и далее. Здесь каждый свое отношение может определить сам, если захочет осознать есть ли у него к этому отношение и какое это отношение. Есть люди, которые заявляют, что им не нужно ни того, ни другого, ни третьего. Это неправда, потому что больше ничего нет. В социальной жизни больше ничего не предлагается. Вот чем обусловлена практика активной социальной деятельности.
Практически это выглядит вот так, все очень просто и в тоже время все очень сложно по той причине, что про других так все понятно как всегда, а про себя? А чего я хочу, я бы хотел как бы все это получить, но говорить, что этого мне ничего не надо. Такая распространенная позиция. Но хорошо, чтобы все это было, понимаете это социум. Правила игры очень простые. Если ты не участвуешь в социальном соревновании, значит ты проигравший с точки зрения социальной стратегии, а значит тебе не положено славы, власти, денег, минимально. Если ты в социальном наследии потерял, прервал линию социального наследования своей семьи, значит все это (слава, деньги, власть) перестало накапливаться. Если ты здесь погиб, то это твоя личная печаль, на то и авантюрист, «он же авантюрист, естественно это когда то должно было случиться». Если у тебя нет денег на дорогие приключения, то можно найти дешевые приключения. Недавно трое без всякого проводника забрались по маршруту высшей сложности и погибли в горах не соблюдя ничего из безопасности. Ну погибли, ну они же сами виноваты. Здесь в приключениях и авантюре ты сам во всем виноват, этим и привлекает она некоторых особей, «да я рискую, я сам, никто меня не заставляет», а понять что здесь тоже есть своя логика, которая каким-то образом заставляет канализировать свою активность, Это поскольку приключение, то чаще всего становится материалом кинофильмов? романов, и люди, которые живут по другому, могут как-то посмотреть на это, приобщиться. «Да вот бы я так мог, да дела не дают» . Но любой человек понимает, что риск в третей стратегии гораздо больше, чем в первых двух. И только люди, которые живут стратегией служения принимают ту награду, которую выделяет им социум как данность, поскольку для них главное это приближение к идеи, служение своей вере, своему идеалу, и так далее и тому подобное. Таких людей немного, но они встречаются. Есть люди, которые превратили свою жизнь в акт служения или так с ними случилось. Вопросы?
— Стратегия служения, есть вариант что она случается?…
— Вообще то все случается
— И с какого возраста, как? Она наследуется от родителей? Но может родители у наследия? А ребенок?
— Давай пойдем по минимальному варианту: стратегия социального наследования ему не подходит, потому что он не находится в пределах линии своей семьи, он потерялся и практически, и психологически. Стратегия социального соревнования ему не подходит потому что у него нет никаких для этого оснований ни профессиональных, ни интеллектуальных, ни психологических. Стратегия приключения ему не подходит, потому то он просто этого боится, скажем. Что ему остается стратегия служения как оправдание, что не другие. Есть люди призвания, которые получили такое переживание, что это их предназначение, призвание, их крест и я его несу и я не могу делать этого по неизвестным мне причинам. Оноре де Бальзак мечтал всю жизнь больше не писать, однако совершал поступки, которые приводили к тому, что он писал все больше и больше. Дюма-отец он вообще мечтал только об одном – стать аристократом, получить титул, построить замок. Потом прогорел с этим замком, и все писал, писал, целую фабрику устроил. Писатель, который сделал бренд Дюма, а под этим брендом трудилось кучу народу, первый в истории литературы литрабство. Микеланджело, в его время было принято, что какие-то детали расписывает подмастерья. Вместо этого он всех выгнал и лежа на спине расписывал сикстинскую капеллу, чуть не потерял зрение и так далее. Не могут иначе, вот призвание, не может иначе, его по жизни что-то тащит. Можно это называть красиво – высшее что-то, а можно, что он обречен на это. Это уже зависит от того откуда вы смотрите на него бедняжку или наоборот, надо же какой человек, а я погряз в быте. Ты не погряз, просто ты с другой стратегией. Еще вопросы?
— Стратегия формируется в первые три года жизни?
— Не знаю. Я как-то об этом не думал, я предпочитаю смотреть по итогам, после 35, кто куда делся после 35, где кого искать. Молодость, подростковый возраст, еще туда сюда, а вот после 35 пойди к нему в гости и сразу поймешь, какая у него стратегия или никакой.
— А бывает, что выбрал одну стратегию, а потом случается переживание и он выбирает другую?
— Конечно бывает. Когда человек теряет смысл своей стратегии в результате поражения, которое ему не хочется называть поражением, а жить надо, он начинает что-то другое искать, то что в ближнем пространстве ему более доступно в первую очередь, а во вторую очередь будет повышать его самооценку, но это со стороны стороннего наблюдателя, который квалифицированно увидит так, а для самого человека – это естественные переживания по поводу того, что надо сменить стратегию. Потому что стратегия она подразумевает конкретный результат и результат – это объективное. Я сделал социальную карьеру я дослужился из помощника бухгалтера до бухгалтера, тоже карьера в один шаг. И на это ушла вся жизнь. Я сразу вспоминаю знаменитый анекдот советских времен: «Дорожно-транспортное происшествие разбилось 3 машины: волга, жигули и запорожец. Из волги выходит грузин: «Ай, вай, целый месяц работать теперь, чтобы новую купить». Из жигулей выходит литовец: «Ой, ой, целый год копить, чтобы новую купить». Из запорожца выходит русский: «Все, конец света, всю жизнь копил на машину и разбил». Эти двое оборачиваются и говорят: «Слушай, зачем такую дорогую машину?»
Есть еще замечательная притча про восточного и западного человека: «Восточный человек идет, видит много кирпичей, а он строит дом. Он берет сколько может с благодарностью к богу уносит посланные ему бесплатные кирпичи. Западный человек видит кучу халявных кирпичей, взваливает на себя всю кучу, падает на эту кучу и стреляется с горя». Разные признаки активности.
На все это накладываются индивидуальные характеристики человека и так далее и тому подобное, но мы сейчас говорим о том, чем Ваша активность канализируется, то есть как она превращается в жизненную практику.
Есть еще другой подход. Это мы смотрели со стороны социального устройства. Теперь посмотрим чем определяется наша практика активности со стороны расходуемого времени и средств. У нас такое в норме, это строго определенный расходные материал нашей жизни – время. Человек в среднем проводит около зеркала глядя на свое отражение – 1 час, это немного с точки зрения статистики. Плюс он проводит 2 часа, глядя на отражение чужой жизни на экране телевизора или в кино. То есть 3 часа – это 1/8 часть его времени. Теперь если Вы проделаете такой анализ по отношению к себе, переводя часы и минуты в доли (проценты) от 24 часов – это и будет практика вашей реальной активности. Если 8 часов Вы спите. То это 1/3, еще 8 часов работаете, еще 1/3, еще 8 часов посвящаете себе, вот и все. Это заповедь йогов, баланс, 8 часов отдыха + 8 часов работы, то есть деланья чего то для других + 8 часов эгоизма посвященных себе. С точки зрения йога – это сбалансированное питание. Кто из здесь обозначенных может себе это позволить? Тот кто в качестве служения избрал йогу. Карьерист 8 часов на себя, да за эти 8 часов, обгонят все его соперники, он упустит все возможности, в социальном наследовании за 8 часов дети разнесут все, что удалось накопить за предыдущую жизнь и так далее, а авантюрист – 8 часов на кого-то. Про сон еще да, кому-то и 8 часов мало, а кто-то старается их сократить. Это все зависит от способности к восстановлению, как она называется, рекреация. Иностранные слова даются мне с трудом. Таким образом, практика Вашей активности определяется еще таким критерием куда вы тратите время и средства.
Вот скажем у Вас ежедневный доход, этого никто никогда не считает, но если Вы возьмете ежедневный или как принято ежемесячный и посмотрите на что. Вот так нормальные европейские люди считают. Может кто-то из Вас читал бухгалтерскую книгу Канта, записывал все до копеечки. Сам вел свой бюджет, потому что это позволяло ему наглядно видеть на что уходит. Мы не хотим этого знать до таких подробностей, потому что можно выяснить, что у женщины, например 1/5 часть дохода уходит на то, чтобы оплачивать рекламу косметических парфюмерных, соответствовать, внешний образ. С кем она конкурирует? Какую карьеру она хочет сделать тратя столько времени и средств на это? Или он? Опять же вопрос, если нет стратегии, то вообще понять ничего не возможно, хаос, куда-то ушли все деньги, мне всегда нравиться, куда-то. Человек сам не понимает или притворяется, куда-то. Вот путаница, которую мы все так любим, тумана напустить, больше себе в мозги, не то чтобы другим, для того, чтобы вот… А потом говорим, а поздно, опомнился, но было уже поздно. Что такое поздно? Что результата уже не получить ни по какой стратегии.
И последнее, может быть не последнее, но то, что как мне кажется из наиболее актуальных определителей практики активности – это источник энергии или силы. Кому как больше нравится. Откуда что берется, силы для активности, практики активности. Откуда берутся силы, из одного единственного места, нет ни из одного.
— Био. Энергии нет, сколько можно поголодать сохраняя активность?
— Социо. Социальное окружение, прежде всего МЫ. Масштаб Вашего МЫ. Сейчас очень модно в определенных кругах “Ты к какому эгрегору принадлежишь” Как все равно, ты к какому кладбищу принадлежишь. Что такое эгрегор – это самое больше мы, потому что человечество в целом нами как МЫ не воспринимается. Очень редкие люди с природным ритмом «А» могут переживать себя как часть человечества, но это отдельные особи. Большинство людей переживают, не мыслят, не говорят, переживают себя как часть МЫ совершенно конкретного: мы банкиры, мы рыбаки, мы люди 60-х. 70-х, 90-х. Выжившим в 90-х посвящается. Масштаб. В моей жизни один человек Исаак Ридберг драматург – он себя переживал реально как представитель своего поколения, и он говорил Игорь, я все говорю, никто почти не верил, не надо пытаться меня остановить, будет плохо этому человеку, не потому что я что-то сделаю, а потому что так сложиться, что будет плохо. Потому что я не просто я, а МЫ – наше поколение. Истинно верующий христианин, воспринимающий свою религию как духовную соборность, он воспринимает себя как часть христиан всех времен, переживает себя. Это потрясающие люди, которым довелось так себя пережить и так далее. Понимаете, поэтому одно дело пытаться как-то рационально примазаться к какому то сильному мы. «Я пишу письмо в редакций…» Недавно прочел в старой газете конца 80-х эзотерической. «Я внучка бога, дедушка велел мне написать Вам о следующем. Мы с дедушкой…» Это не значит, что она переживает себя как часть семьи бога, это она больная, либо другого способа поднять свою самооценку не нашла. Мне рассказала наша редактор, что ей довелось однажды читать заметки, написанные племянницей бога, то есть сестрой кого Адама или Евы, Племянница – это кто? Дочь брата или сестры. Племянница бога, кто у него там брат или сестра? Понимаете, есть и такой же способ. На сегодняшний день большая мода на вот такой абстрактно рациональный подход – эгрегор. Приходят люди к знахарям или колдунам, и им говорят, что это порча из другого эгрегора, надо использовать вот это. Все запросто говорят об этом, но мало кто к этому принадлежит, потому что это нужно пережить себя как часть некоего большего чем ты сам целое. Это определенным образом трансцендентное. Не все люди воспринимают себя членами своей семьи. Масса людей не осознают вообще, то они пережили себя, переживают себя, и думают, реагируют как члены вот этого МЫ. Но реально это так. Другого источника энергия и силы, кроме как МЫ в социуме нет. С одной стороны есть биологический источник, самые продвинутые солнечными лучами питаются, говорят около 20 тысяч человек есть на земле, некоторые даже воду не пьют, все как растения, наверное хлорофиллом себе накачали. Вот, но в конечном итоге кушать нет, энергии нет. И второе питание – социально-психологическое, которое дает тебе то МЫ, к которому ты принадлежишь психологически, то есть через переживание. Либо ты интеллектуально к этому присоединился и пытаешься с помощью интеллекта организовать свои переживания, но в любом случае – это МЫ. Вот и получается, интересная вещь, хотя добыча пищи биологически и обусловлена социально, но кушает все таки «Я». Вы едите бифштекс, и не говорим «МЫ едим бифштекс», все таки «Я ем бифштекс». А социальное всегда «МЫ». Вы можете говорить, что «Я родил идею новой Литвы». Не Вы, а Выше поколение родило идею новой Литвы, и если Вы испытали переживание к этому, как принадлежность, то Вы соответственно получаете энергию идете и становитесь, скажем, политиком.
Для верующего человека есть еще духовная пища – это Бог, которые дает ему энергию и силы в соответствии с тем выполняет он заповеди, правила, каноны данной религии или нет, то есть между богом и человеком как потребителем энергии, стоят правила, самоограничения.
Но и в социуме стоят конвенции, социальный договор, ограничивают тебя, чтобы ты мог состоять, быть членом этого.
По биологическому ресурсы ограничивает человека только природа: что съедобно, что несъедобно.
Цены на электроэнергию как мы знаем имеют тенденцию к росту. На газ, тепло, электроэнергию. Здесь все более жесткие каноны, здесь все более жесткие совокупные конвенции, здесь экологические всякие ограничения. Качество энергии от этого зависит от этого количество энергии, и соответственно зависит объем Вашей активности какую энергию в каком количестве из какого источника Вы получаете. Поэтому все так называемые духовные поиски во многих текстах так и называются – поиски источника. И только в том случае, если с таким источником Вы переживаете себя как часть этого источника, Вы можете приобщиться к энергии, идущей из большой реальности, то есть необусловленной социально. Это и есть энергия преображения. Весь список, вопросы есть по списку, меню заказ.
Хороший вопрос тему Вы придумали для нашей встречи, жесткий. Понятно, что все наши заблуждения проистекают из того, что мы забываем, что бесплатный сыр в мышеловке только для мышки, а для того, кто ставил эту мышеловку это все равно платный, он должен купить, порезать на кусочки, аккуратно насадить, так чтобы самого не прищемило, и тогда только он становится бесплатным для мышки или птички на краткий промежуток для ее гибели или поимки.
Перерыв, он же перекур, он же дебаты в кулуарах.
— Сейчас дождемся. Ой это мне?
— Да.
— Ой, спасибо как ты догадалась.
— Какие вопросы возникли за этот перерыв?
— Вот мне интересно, если практики наши, которые предлагаются, тогда эти все стратегии можно сделать как форму, через эту стратегию, твои поступки, твои дела?
— Нет. Инструментальная вооруженность – это средство повышение своей эффективности. Стратегия не имеет отношения к этому. Потребность в вооруженности – это такая специфическая потребность на всякий случай, не обязательно это потому что надо или точно известно, что это пригодится. Это вопрос эффективности Вашей активности, а не вопрос ее практики. Еще вопросы какие возникли?
Понимаете из набора вопросов, что становится ясным, что одна из самых трудных психологических вещей для человека – это осознать свою стратегию жизни, потому что как всякое самоограничение, любое самоопределение – это покушение на некоторое многозначное будущее. Эта та же проблемы выбора, нам кажется, что если мы избегаем выбора, мы оставляем себе более широкое поле для активности. Отнюдь, потому что избегая самоопределения, самоосознования, мы оставляем поле для хаоса, мы не структурируем свою активность, а хаос приводит к тому, что взаимное погашение различных форм активностей, что приводит к истощению, потери энергии, всякой психосоматики, то есть психосоматическим заболеваниям, так называемым и тогда депрессникам, снижению уровня мотивационной активности и так далее и тому подобное. Это огромная область доклинической так сказать психопатологии. Это инфантильная форма отношения к своей жизни. Избегание выбора. Это может себе позволить ребенок, что он и делает, потому что во-первых, выбор за него совершают значимые или имеющие власть над ним другие люди, а поскольку он находится в стадии полного поглощения, то естественно его активность определяется внешним окружением и ее профиль.
А что такое взросление, взросление – это переход к выбору, совершаемому осознанно. Это и есть самая большая нагрузка взрослой жизни – совершение осознанных выборов, потому что всякий выбор – это превращение виртуального множественного будущего в реальное единичное настоящее, поэтому я всегда и говорил, что большинство людей жизнь их живет, не они ее, а она их живет. Поэтому все случается, ну так все сложилось, такая уж тут ситуация, ничего уж тут не поделаешь, я не виноват, я этого не хотел и так далее и тому подобное. При подведении итогов обнаружат, что стратегия все таки есть. Другой вопрос, что человек неразумен в смысле того, что он тратил огромное количество своей активности на вещи к этой стратегии не имеющие отношения, и поэтому в этой стратегии не достиг того результата, который мог бы достичь. Предрасположенность к той или иной стратегии – она выявляется достаточно рано, уже где-то в юности. Также как и принадлежность, то есть некое переживание себя как части какого-то МЫ – это тоже происшествие, которое случается со всеми в той или иной степени и определяет реальное МЫ, данного человека. И собственно говоря, психологическое обслуживание населения – это прежде всего помощь в том, чтобы человек мог разобраться, почему он так много, как ему кажется, действует, и такие маленькие у него при этом результаты. Потому что это один из основных минусов человека. И именно такой человек, который не осознает своей стратегии склонен попадать под влияние либо толпы, либо специфических МЫ сектантского типа, потому что сам он совершить выбор не в состоянии, поэтому выносит проекцию значимых на кого-то и полностью доверяется выборам, совершаемыми этими кем-то и следует за ними.
Тем более, что в биологической основе, природной основе, в силу того, что мы стайные существа, действует биологический механизм лидерства и следования за лидером. Поэтому весь вопрос в том, до какой степени Вы готовы к осознанным отношениям со своей собственной жизнью, иначе нужно, по народной пословице, дураками быть. Лучше не знать и жить как живется, чем полузнание, то есть когда жить как живется не можешь, потому что уже кое-что знаешь, а изменить эту ситуацию не можешь, потому что недостаточно знаешь. И тогда возникает такая мотивация, такая отмазка, самооправдание: «А что я могу сделать? А что тут поделаешь? Ничего тут не поделаешь, вот такая тут ситуация». И активность начинает снижаться. Человек существо цельное, поэтому снижение общей активности, возникает при снижении активности в любом месте, поскольку любая активность – есть активность по удовлетворению определенных потребностей.
А чем меньше собственная активность, тем больше влияние активности других и попадание в зону этого влияния, с подражанием, следованием, подчинением и так далее.
Поэтому практика активности, спасибо Вам за эту тему, это очень серьезная тема, потому что она связана с необходимостью или отсутствием таковой осознанного отношения к своей жизни как таковой, ее практической части. Насколько Вы хотите этого? Насколько Вы не хотите этого? Это зависит от установки на результат или отсутствия установки на результат жизни. Ну кроме того, что там маячит смерть, что еще Вы хотели бы получить в конце? Какое итого? Есть такая установка или нет такой установки? Или будь что-то будет, после меня хоть потоп. Есть установки, связанные с будущем в котором Вас нет, если вообще такое будущее в котором Вас нет? Есть ли личное Ваше будущее? Очень сложные вопросы, связанные с комплексом различных моментов личности, степени осознанности, степени зрелости по отношению к выбору, потому что следующее после смерти по значимости событие в жизни человека – это выбор. Но смерть случается, но не больше 3-х раз, говорят, а вот выбор, то мы делаем постоянно, и достаточно часто приходится делать выборы, которые определяют сцепление событий, то есть, что будет и в какую сторону пойдет. Мы предпочитаем делать это неосознанно и поэтому удивляемся непрерывно: «предполагал я, что вот этот мой поступок, или вот эти мои слова, или вот это моя эмоция, приведут к такому ряду событий». Ну собственно говоря, человек обусловленный только внешне, то есть чистая таковость, персона, маска, он и не может этого видеть. И только с уровня того, что мы назвали субъектом, мы можем определиться в сцеплении событий, и начать ведать, что творим. Ведь что такое «ведать что творим» — это понимать, вот ситуация выбора, если я так сделаю, будет такое сцепление событий, если вот так сделаю, то будет вот такое сцепление событий. Мне нужно выбрать, и я выбираю. Если я не хочу осознанно относится, то я не знаю, почему, условно говоря, пошел налево, а не направо, но оставляю за собой право удивляться последствиям. «Я этого не хотел! А ты вообще, чего то хотел? Я хотел, чтобы было хорошо. А что такое хорошо? Это когда так, как я хотел». Круг замкнулся.
Профессионализм – это преодоление сопротивления материала. Любой человек, занимающийся какой-либо профессией понимает, что для того, чтобы что-то надо определенные усилия приложить для, скажем, от прямых: превращения глины и глазури в данную чашечку с блюдцем, преодолеть аморфное состояние материала, до скажем, чтобы организовать последовательность событий, ведущих к определенному результату.
— Можно?
— Да.
— Там было что-такое про смерть. Сущность, покинувшая физическое тело и продолжающая свою работу, не завершенную в физическом теле. Это тоже активность, это тоже энергия так сказать?
— Это актуально? Здесь у нас кто-то уже собрался в бестелесную сущность или уже там находится?
— Работа эта происходит, которую мы получаем здесь?
— Я не знаю, я пока с телесной сущностью, поэтому это не очень актуально.
— Хорошо.
— Из опыта общения с парой тройкой бестелесных сущностей, я знаю, что у них куча хлопот, связанных все с тем же
— Про энергию, мотивирующую энергию.
— Энергию? Они все посланники бога, у них отмазка одна, раз он без тела, то он уже посланник бога. Никто из них не сказал, что он посланник дьявола. Из тех с кем я общался, но их немного, пара, тройка.
Я хочу о другом сейчас, некотором инструменте, который нам может помочь, если мы хотим большей осознанности и большей эффективности процесса своей активности.
Мы уже с Вами упоминали время и не упоминали такую категорию как пространство. Дело в том, что кроме времени как ресурса, мы еще обладаем территорией как ресурсом и очень много активности энергии, сил у нас уходит на обретение своего территориального ресурса в виде там квартиры, офиса, дачки, хутора, территории. Но есть ресурс, который почти никто не пользуется – если мы переходим с уровня территории на уровень пространства, этот ресурс намного обширнее, любого потенциального источника энергии и не требует борьбы в большинстве случаев, пока еще рынок пространства не состоялся, поэтому борьба за определенные части пространства – она происходит как правило только на словах. Я помню как в Петербурге объявилась группа товарищей, которая через интернет объявила цель захват пространства Петербурга. Прошло всего три года, ни тех товарищей, ни кем-то занятого пространства нет. Когда эгрегору приписывают захват пространства – это как мы теперь понимаем, потому что эгрегор – это МЫ, ему нужна территория, ему не нужно пространство как мы с Вами говорим. Поскольку территориальный императив действует – все живое стремится занимать территорию, то осознанный переход от территории как плоскости к территории как пространства расширяет наши возможности для удовлетворения наших потребностей, связанных с территориальным императивом. Это раз.
Второе. Время. Мы находимся во власти синхронизирующего времени, конвенционального синхронизирующего времени. Это время, которое на часах. Оно синхронизирует всю совместную деятельность людей, причем настолько важен этот элемент, что он согласован, скоординирован на всей территории земного шара, поэтому мы то опаздываем, то приходит раньше времени, то нам хватает времени, то нам не хватает времени, и каждый раз в качестве доказательством выступают часы. Но кроме конвенционального времени, есть еще так называемого субъективное время – время проживания, переживания, проживания. Субъективное время – это такой же следующий уровень как пространство по отношению к территории. Это время сцепления событий, то есть выйдя с помощью формирования своего субъекта в такие отношения с реальностью и с жизнью, при которых у нас открывается конкретное взаимоотношение с пространством и сцеплением событий, мы получаем дополнительный временной и пространственный ресурс. И этот ресурс абсолютно практическая вещь. Объясняю: масса активности с осмыслением, осознованием, переживанием, чувствованием, эмоционированием — все это ни коим образом не требует специальной территории, кроме внутреннего Вашего пространства. Очевидно, очевидно. Вы можете это все переведя в субъективное время и пространство проделывать с гораздо большей интенсивностью и мощностью и таким образом побеждать тех, кто накрепко привязан к конвенциональному времени и территории и ограничен своей территорией. В чем тут сложность, сложность в том, что это реальная работа, которую мы все равно делаем, это не абстрактное фантазирование, это работа по решению задач, связанных с жизненными нашими проблемами, целями, результатами.
Таким образом, вы получаете возможность порождать нужное Вам сцепление событий, причем скорость их реализации значительно увеличится. Это есть практическая формула «и один в поле воин». Что такое «и один в поле воин» — Вы можете перейти к активной позиции, перестать отмазываться тем, что тут поделаешь, тут такая ситуация, я ничего не мог, что такое одиночка и т.п. Вот это вот совершенно практическая возможность увеличить ресурсы своей активности. Вот Вирга знает, Ева знает. Но бесплатный сыр как мы уже выяснили где и кому. Для этого нужен постоянный единственный источник силы. Вот это самоопределение есть необходимое и достаточное условие для получение этого ресурса. Приведу простой пример: как Вы знаете я довольно много общался сейчас уже совсем мало, со всякого рода людьми, обладающими экстрасенсорными способностями. И Я не единожды наблюдал следующее: встречаю человека, у него есть свой персональный источник силы, энергии, он принадлежит какой-то конкретной традиции, его вера абсолютно конкретна, он совершает то, что позволяет совершать ему этот источник: лечит, влияет на события, владеет удаленным виденьем и так далее и тому подобное. Дальше он соблазняется, он решает, что ему мало социум дает славы, денег, власти, недооценивают его труд на пользу людям. А причем тут социум, социум не дает ему энергии, и он начинает, говорит «Это мой источник, а еще я пойду подучусь то, что социально значимо. Туда пойду подучусь, там сертификат, там сертификат, там лицензия на деятельности. Короче говоря, и реки и шмеки, и иглоукалывание и точечный массаж, и йога и шмога, все кроме. В результате все это кому–то принадлежит, все то, что он как будто просто как прошел. В результате выполняя необходимые требования каждого из этих источников вся эта энергия, получаемая отсюда тратиться на то, для чего она не предназначена и связь с источником прерывается. Дальше человек к МЫ, в социум, а МЫ говорит: «Ты сколько лет без нас обходился? За это надо по долгам платить». И он платит. Все. И того человека, с которым когда то ты познакомился как представителя определенного источника силы нет, и лечит он там, если он был лекарем, неэффективно, и так далее и тому подобное. Все что он делал раньше великолепно, он теперь делает плохо, в лучшем случае на среднестатистическом уровне, потому что он лишается вот этого ресурса, он уже не на что не влияет, он полностью на территории МЫ и во времени МЫ. Все. Я таких историй мог бы рассказать, если это было этично, ни одну, и даже не десять. Вот это самый ближний ресурс при наличии вот этого , причем это не обязательно лежащий за пределами какой-то ресурс, это может быть совершенно конкретное МЫ, но конкретное и одно, если оно открывает Вам канал связи с источником силы. Да, есть такие специфические МЫ, которые могут это сделать, если Вы пережали частью себя этого мы и храните этому верность, то есть соблюдаете, платите ту цену самоограничения, которая неизбежна, ибо все явленное отграничено. И только хаос не отграничен, чем и привлекателен. Это реальный ресурс для Вашей активности. Это не нечто такое непостижимо мистическо-загадочное, это просто не массовый ресурс., поэтому что есть вот такое отграничивающее условие – постоянство. Кто-то предпочитает называть преданностью, кто-то верностью, кто как. Суть состоит в том, что Вы в этот момент осознанно веруете. Осознанно веруете, вы понимаете что Вы выбираете. Теряете ли Вы при этом что либо? Безусловно. Вы теряете множественность, в том числе и множественность самого себя. Есть ли выход из этого положения? Есть? Их даже некоторое количество. В культуре человечества есть некоторое количество предложений как при этом оставаться максимально адекватным, и не только эффективным, но и адекватным по отношению к социуму. От теории двойников до теории живых масок. И в народном изложении, и в научном обороте существует понятие особой стратегии: паяц, джокер, шут, то есть людьми давно замечено, что существуют некоторые личности, которые пользуясь неизвестным ресурсом, получают эффективный результат неправильно с общепринятой точки зрения и с общепринятых алгоритмов. Это как раз те личности, которые пользуются вот этим ресурсом. С чего начать практически, подходы к этому ресурсу:
осознанный выбор источника энергии
осознание своей стратегии жизни, какой же результат, кроме общепринятого Вы хотите получить в итоге? Не только сегодня и сейчас, но и в каком-то итоге: 30 лет – то, 40 лет – то, 50 лет – то, и так далее.
переход в позицию субъекта, то есть максимально активная позиция по отношению к течению и пространству своей жизни. И тогда Вы сможете создать такое течение, то есть время и такое пространство, и их единство, то что в литературе называется хромотой (время и пространство), специфическое время (пространство), которое позволит Вам формировать сцепление событий. При одном ограничивающем условии – цель эффективности, а не успешность, то есть Вы оцениваете результат по отношению к задаче, которую сами поставили перед собой, а не по отношению к другим участникам процесса. Вот почему сравнение бесплодно, потому что забирает энергию. Соревнование – это специфическое, с жесткими правилами, как всякое соревнование, стратегия жизни. Личные задачи, Вами лично сформированные не требуют успешности, они требуют эффективности.
— Вопросы?
— Через эту стратегию реализуется?
— Это не стратегия. Это инструмент, средство, вооруженность, ресурс. Это возможность решать задачи своей жизни с использованием дополнительного ресурса, не общедоступного.
— Создание сцепления событий, формирования сцепления событий, потому что Вы как субъект внутренне перемещаетесь в свое время и пространство, в свой хромотой, который не зависит не от территории, не обусловлено ей, не от конвенционального времени, то есть всеобщего синхронизатора, позволяет Вам получить такой результат, который повышает вашу эффективность во много раз. Но именно эффективность, не обязательно успешность. Успешности может быть, а может и не быть, в зависимости от того какая задачка, но главная не успешность, а эффективность. Это связано прежде всего с чувством самореализации, потому что только самореализация дает положительную стабильную самооценку. Как известно никакой уровень достижений в социуме не материальный, ни властный, ни слава, не дают положительной самооценки, поэтому богатые тоже плачут, начальники тоже страдают, у всех те же самые проблемы, независимо от этого ресурса и также кончают жизнь самоубийством миллионеры, Политики, художники. Самореализация может быть, а может не быть на любом уровне социальной пирамиды, в этом ее прелесть. И только самореализация дает возможность противостоять минусам, идущим из вне, потому что самореализация позволяет сохранить положительную самооценку, даже при очень внешне неблагоприятных обстоятельствах.
Это все последнее, связанное с активностью. Самая знаменитая притча, которая все чаше и чаше встречается то в каком-нибудь кино, то в какой-нибудь литературе. Это про отравленные воды. Как праведника бог предупредил, что в определенный день и час будут отравлены все воды и позволил ему сделать запас воды. Он выдолбил водохранилище, явно ему хватит надолго. Вот пришел день и час и он наблюдал как люди пили отравленные воды, сходили с ума, и там образовался сумасшедший мир, а он пьет воду и благодарит господа день, неделю, месяц, три месяца. Ему становится как-то не по себе, вроде как и спасибо господи, а не мог бы ты еще кому-нибудь эту идею подбросить? Кончилось как Вы знаете тем, что он спустился, выпил отравленной воды и все забыл. Про то что там есть неотравленная вода, это вопрос наедине ли Вы с миром или Вам страшно, это вопрос страха, то есть социальное давление всегда направлено на то, что Вы часть чего-то, какого то МЫ. В книжках пишут конечно, что каждый человек – это неповторимая вселенная, ля-ля, но в жизни МЫ, МЫ, МЫ. Вот насколько внутренне, я не говорю внешне, внешне есть условия существования и проживания, правила и конвенции. Но внутренне чувствуете себя одиноким – это нормальное состояние взрослого человека. Также человек, который решил освоить резонанс прежде все должен научиться выдерживать «D» — боль, страдание, деструкцию. Если он этого состояния не выдержит, забудьте про резонанс, нафиг он Вам нужен. Есть вещи, все явленное отграничено, если Вы не натренировали свои мышцы соответственно, Вы пытаясь поднять несоразмерную Вашим возможностям тяжесть – грыжа, растяжение, вывих, сердечный приступ, в общем никакого удовольствия, короче говоря. Тренировки, подготовки, тоже инструментальная работа – это другая часть и поэтому потребность в вооруженности она трудно насыщаема, так как полу-идеальна, а идеальные потребности они вообще не насыщаемы, как известно, поэтому базируются на потребности в новой информации, и до бесконечно можно вооружаться и ни разу ничего не сделать, то есть много таскать вредно, поэтому в свое время я сделал сознательный выбор, узнав, что есть такой способ отношений с базовой памятью как принцип пустой комнаты. Вот замечательно все туда, оно все равно уже там, а здесь эту штуку создать и в каждый момент времени иметь все что нужно для данного момента времени. Мне кажется – это самое гениальное, что придумало человечество в отношении работы по структурированию пространства сознания.
Таким образом, давайте подведем резюме этой нечаянной темы. Как только возникает слово практика, уже давно мной замечено на протяжении всех 30 с лишнем лет работы с людьми, и обмена с ними информацией, что все время идет а практика, а конкретно. Но как только начинается конкретно, то тут идет вытеснение, замещение, рационализация и все по Зигмунд Ивановичу, я был такой наивный поначалу, я думал хотят конкретно, то надо им конкретно. Оказалось что он имеют в виду что-то совсем другое. Им надо понятно, понятно… То есть также абстрактно, но понятно, вообще, но более доступное вообще. Ну уж извините, к кому обратились, от того ответ и получили. В этом случае я почти все рассказал Вам что связано с практикой активности, что мне известно на сегодняшний день. Думайте сами, решайте сами, выбирайте в зависимости от этого вооружайтесь, то есть тренируйтесь, но в зависимости от выбора, осознанной задачи, стратегии и так далее. Тогда Ваши траты на вооруженность приобретут практическое значение. Тут в последнее время в связи с некоторыми событиями постоянные разговоры на тему, что такое ДФС. Меня пригласили научным руководителем будущего еще, только организуется и строится, такого московского открытого центра, где предполагается в качестве практики различных модификаций ДФС. По этому поводу меня сейчас со всех сторон – что же такое ДФС в объеме. Когда я начинаю рассказывать, то у меня все ДФС, я им пользуюсь давно, совершенно конкретно и совершенно для конкретных целей это один из моих инструментов, понимаете. А сколько времени надо чтобы этому научиться, целево на практики – первые результаты через 3 года, завершение программы требует 9 лет. Можно игры в ДФС – это короче. Потому что дифференцированные функциональные состояния. Проблема не в том, что это функциональные, то есть под задачу, а потому что дифференцированные. Весь дилетантизм держится на интегрировании – мешаем рыбок с птичками, все со всем, получаем новую все объясняющую систему. Но как показывает практика активности, только дифференцированный подход дает значимый результат. Общаясь со спортсменами и их тренерами. Тренер смотрит на человека и сразу говорит: «Вот это вот машина (выделяет этот инструмент в человеке) при хороших тренировках 2.10 – 2.15 не выше». Он может выделить из общей совокупности своих впечатлений о человеке вот эту вот инструментально-профессиональную составляющую и ее определить. Поэтому, когда он находит машину, которая потенциально может побить мировой рекорд, дальше уже не вопрос. Он и психолога привлечет, и кого угодно привлечет, чтобы эта машина этим человеком эксплуатировалась на максимум. Но сначала он видит эту машину, инструмент. Поэтому пока Вы не имеете инструментальной составляющей я концепции, то Вы естественно Вы в себе самом этого выделить не можете. Для здоровья – поэтому есть клиентский вариант ДФС. Для здоровья. Для каждой конкретной функциональной задачи, необходима конкретная подготовка. Вот конкретная задача, конкретное время, конкретная подготовка, это тоже ДФС, но уже приложение. ДФС одна из немногих, а из популярных единственная, методика саморегуляции 4 поколения, позволяющая производить саморегулирующие процедуры, не прерывая основной деятельности. Руки ладонями вверх на бедрах только на тренировках, а так не отходя от токарного станка я продолжаю вытачивать цель. Все спасибо, пишите письма!