О методике

ДФС
22.02.03 Санкт-Петербург

…. Отличие в том, что она формируется сознательно с помощью психотехнических приемов .
Функциональные – это понятие близко по смыслу к содержанию понятия функциональной системы у Леонтьева, функциональные т.е. предназначенные для совершения определенной работы.
Дифференцированные — значит в той или иной степени отличаемые одно от другого. В данном случае мы имеем дело с шестнадцатью функциональными состояниями, каждое из которых, несмотря на то, что это безусловно не точка, а определенный отрезок диапазона, обладает своими дифференцированными от других состояний признаками, причем эти признаки объективизируемы, не только за счет, скажем, приборной регистрации, но и объективизируемы по результатам деятельности. Дифферинцированные, т.е. отличные друг от друга с объективными характеристиками как приборной регистрации, так и по результатам деятельности. Некоторые установочные состояния, сознательно формируемые с помощью специальных психотехнических приемов, таким образом и расшифровываем ДФС, дифференцированные функциональные состояния, т.е. как вы сами понимаете, или должны понимать, должны потому что в соответствии с вашей претензией, это уже превращается в профессиональный долг, данная система активной саморегуляции предназначена для повышения эффективности деятельности различного характера, деятельности, а не ловли переживаний, хотя можно выделить такую отдельную деятельность, провоцирование определенного рода переживаний с помощью данной системы саморегуляции, но это будет одна и очень маленькая часть и требующая сознательности, потому что данная система саморегуляции предполагает что вы можете осуществлять приемы саморегуляции, т.е. приемы формирования функциональных состояний не прерывая деятельности, чем собственно говоря в научных кругах эта система и знаменита, таких систем не так много активной саморегуляции, когда акты саморегуляции можно производить не прерывая деятельности. Многих ввело в искушение слово «состояние» , да, ну на сегодняшний день термин «состояние» в психологии активно обрабатывается, активно создаются специальные контексты для этого понятия, мы с вами можем для связи, как бы, с предыдущим понятийным аппаратом определить состояние как специфическую установку к деятельности в данном случае произвольно формируемую. Заметьте – сознательно, произвольно, не прерывая деятельности и т.д., т.е это не интуитивные озарения , отнюдь , это просто высокая технология.
Второй момент. Теперь непосредственно переходим к психотехническим приемам с помощью которых и осуществляется формирование этих дифференцированных состояний, таких приемов здесь всего два первый базовый прием состоит в формировании у себя функциональной структуры на основе образа являющего собой, так сказать, вовлечение подсознательных структур подсознания, т.е. этот образ достаточно культурологически укоренен и второе, что этот образ психофизиологичен, он опирается на определенные физиологические и нейрологические структуры нервной системы ,этот образ называется «огненный цветок». Огненный означает , что мы с помощью своего воображения культивируем телесные ощущения связанные с переживанием огня, жжения, в данном случае это абсолютно физиологично , поскольку процессы окисления постоянно происходящие в нашем организме это и есть огонь , только холодный, низкотемпературная плазма еще ее называют, так, этот процесс происходит в каждой клетке нашего организма, кислород окисляется и с помощью этого освобождается энергия и трали-вали, возьмите учебник физиологии и прочитайте его. Таким образом именно огненная энергия наиболее физиологичный образ , не противоречащий тем биохимическим процессам которые происходят в нашем организме. Естественно , что при использовании именно такого термина, как огненная энергия приводит к активизации определенных процессов, прежде всего процессов метаболизма, т.е. процесс этого самого горения внутри тела , окисления происходит более активно в тех зонах которые затрагиваются данной формулой самовнушения сначала , а потом просто формированием вот этой функциональной структуры. Как показывает практика, исследования которые были проведены с помощью именно понятия огненная энергия мы можем добиться таких физиологических процессов, которые в противном случае добиваются более сложными или более дорогими по цене для организма вещами, я описывал , что с помощью именно этого понятия, этой функциональной структуры мне довелось со спортсменами формировать состояние сверхмобилизации, когда на тренировке, не на соревнованиях, выполняя стандартные тестовые упражнения, спортсмен был в состоянии показать предельные для себя на сегодняшний день результат. Таким образом, тренер с моей помощью и помощью спортсмена, овладевшего этими процедурами, мог определить реальный предельный функциональный комплекс данного спортсмена на данное время и таким образом точно прогнозировать результат на ближайших соревнованиях, чего раньше в распоряжении тренера не было , поэтому тренер опытный всегда делал так , вот результат на тренировке, значит плюс столько-то это будет на соревновании , сверхмобилизация – активировались все метаболические процессы и производство мышечной и другой энергии , выходило на экстремальный предел, при этом никаких процессов разрушающих организм не возникало, восстановление т.е. возвращение в обычный уровень происходило в течение 10-15 минут.
Почему «огненный цветок» , если мы с вами изобразим на листе бумаги нервную систему человека , включая мозг, то у нас получится нечто похожее на цветок, головной мозг как чашечка цветка, дальше, спинной мозг как стебель цветка, дальше расходящиеся во все стороны нервные волокна, как листья, корни, данного же цветка, поэтому в данном случае такой образ как цветок будет глобально культурологически обусловленным, легко усваивается и не вызывает никаких подсознательных отторжений, ну там на уровне мира психологии , понятно что активизируются длинные аксоны и т.д. возбуждается ретикулярная формация, ну и прочие процессы , которые вам совсем необязательно знать , потому что это узкоспециальное знание , но общее понятие о том что происходит вы должны иметь . Значит это первый психотехнический прием, формирование опорной функциональной структуры, откуда появилась тридцатка, что выполняя , в норме, да, это упражнение в течение 30 дней , ежедневно, по одному разу в день, вы формируете эту функциональную структуру и дальше ее надо только поддерживать, потому что существует закон сформированной функциональной структуры , если она не эксплуатируется , она демонтируется.
Второй психотехнический прием — это язык данной системы саморегуляции , язык состоит из двух элементов , понятия «уровень» и понятия «ритм». Понятие «уровень» связано со старинной , самой старинной , поэтому культурологически внедренной системой , в Китае называлась «три котла», в разных странах по разному , но везде она означала «земля, человек, небо», т.е. культурологически абсолютно обусловлена, то что мы называем «первый центр» в традиционном понятии это «земля», второй центр «человек», третий центр в традиционном понятии «небо». Кроме того тут вовлекаются такие подсознательные комплексы как «тело, душа, дух», так «три котла жизни», и т.д., «раз, два, три», что само по себе для сознания являются значимыми цифрами, да, и значимым ритмом, да, раз-два-три, раз-два-три, и самый интеллектуальный танец — вальс, раз-два-три, раз-два-три, и т.д. и т.п., т.е. здесь можно написать отдельное исследование, но те из вас кто почитывал книжки соответствующего содержания легко могут сами этот объем восстановить, это не имеет отношения к системе чакр, это другой язык , и вот эта путаница тоже часто возникает , ни в одной из индуистских чакровых систем не существует числа три, как вы знаете там начинается «пять», дальше «семь», дальше «девять». «Три» там нет, деления на три энергетических центра, такого в индуистских системах не существует , с большой натяжкой, еще раз повторяю, с большой натяжкой, для тех у кого прямо чешется по поводу чакр , можно сказать, что первый центр – это, так сказать, нижние чакры при пятичакровой системе или семичакровой или девятичакровой системе, ну и т.д. , но это не нужно делать, этот материал привлекать сюда не нужно, потому что система саморегуляции основанная на принципе , который назван «чакры» — они имеют совершенно другую природу. Соответствующие исследования мы тоже провели, конечно, с помощью ДФС можно уварить много разных систем , переварить в эту, но польза от этого, за редчайшим исключением специфического характера, скажем при освоении, при создании инструмента зикрового пения, да, там это используется, но это не имеет отношения к ДФС прямого, так что господа, будущие инструкторы, помните об этом как «Отче наш», потому что это самое большое заблуждение все так мы напиханы чакрами с помощью всевозможных авторов , большая часть из которых просто не понимает о чем говорит или пишет, этого не нужно делать.
Второй элемент языка – это понятие ритма, наиболее сложное понятие, хотя усваивается иногда достаточно легко, это A, B, C, D, должен вам сказать , что с понятием ритма меня познакомил Борис Михайлович Тираспольский, глава ордена нигматуллахи, живет он где-то под Бостоном в штате Массачувств, будучи, мы оба учились с ним в Щукинском училище, он на очном режиссерском, я на заочном, но судьба нас свела, очевидно, потому что мы оба интересовались происхождением системы Станиславского, в той его части , которая называется «работа актера над собой», и мы оба вычислили, что Станиславский мило позаимствовал слегка трансформировал основные , так сказать, положения такой системы саморегуляции как Раджа-Йога, надо сказать не в лучшем изложении, не в варианте Вивекананды, а в варианте Рамачараки, Рамачарака это, как известно, англичанин , который обучался йоге и получил такое посвятительское имя, мы даже выяснили с помощью специалистки по Станиславскому, как это произошло. Гувернер сына Станиславского увлекался всякими такими делами, в то время в Калуге находился международный мистический центр со своей библиотекой , где переводили эти тексты с английского , и издавали небольшими тиражами на русском языке, он и принес в дом Константина Сергеевича эту литературу, Константин Сергеевич поинтересовавшись чем замусоривают мозги его сына , прочел и понял, что вот оно, вот он ключик и долго в этот ключик верил , пока не наступила эра окончательного материализма и он перешел к системе «действия», «действия», да, которую пропагандирует Марина Осиповна Кнеппе. Но благодаря этому совершенно интересному факту появились такие люди как Евгений Багратионович Вахтангов и Михаил Чехов , которые довели использование Раджа-Йоги в актерском искусстве до виртуозного состояния, в результате чего Михаил Чехов эмигрировав впоследствии через Латвию в Америку, организовал при Голливуде школу театральную , до этого он еще в Англию он по дороге обучил Мюллера и одну из его жен Элизабет Тейлор, вот, и таким образом до сих пор существует ,
да и до сих пор при Голливуде существует школа актерского мастерства, которую продолжают ученики учеников Михаила Чехова , где по-прежнему они, не зная того, занимаются Раджа- Йогой в изложении уже теперь Константина Сергеевича Станиславского плюс Евгения Багратионовича Вахтангова и Михаила Чехова, есть знаменитая книжка, которая переведена и долго у нас ненапечатывалась, мой педагог защищалась по этой книге, Чехов изложил свою систему и одно из основных понятий этой системы «психожест». Вот я вам рассказываю историю вопроса по поводу ритмов, так вот с этой идеей ритмов познакомил меня Борис и мы вместе с ним это дело практически осваивали , поскольку это давало возможность а) подтолкнуть актера к входу в пространство художественного произведения , причем этот вход происходил комплексно , т.е. всей воплощенностью, говоря нашим языком, данного человека, актера, и позволяло ему действовать внутри пространства художественного произведения по законам этого самого художественного произведения, его хронотопа, как говорил опять же небезызвестный Михаил Михайлович Бахтин и это давало потрясающее впечатление, потому что актер не занимался анализом отдельных функциональных составляющих своего инструментария, а войдя в этот ритм , через него в пространство произведения , мгновенно перестраивался и начинал действовать , включая там тембр голоса, интонации голоса импровизационные тексты, движения , пластика, т.е. он как бы на наших глазах совершенно менялся, впоследствии, во времена Даугавпилской студии, когда пришел «Огненный цветок» все это соединилось и это долго существовало просто как система подготовки актеров, т.е. как продолжение этой линии Рамачарака, гувернер с сыном Станиславского, сам Станиславский, Евгений Багратионович Вахтангов, Михаил Чехов, ну и мы с Борей. Если бы мы были более претенциозными именно в сторону театра, то смею вас уверить Боря и я были бы знаменитейшие театральные педагоги не менее знаменитые, чем Станиславский или Михаил Чехов, но наши интересы постепенно удалялись от театра и привели нас, вот его в орден нигматуллахи, а меня в традицию, вот эту , вот так вот сложилось, доигрались. Таким образом, ритм, имеющий, прежде всего, для большинства людей ассоциацию с музыкой, да, ритм, имеющий ассоциацию с поэзией, да, ну для некоторых кто хорошо знаком с архитектурой ритм существует как одно из основных понятий в архитектуре и ритм существует как одно из основных понятий в сценическом самочувствии актера, ибо именно ритм определяет атмосферу, поэтому в театральной профессии, в актерской профессии существует такое понятие «темпоритм», как рабочее, конструктивное такое, инструментальное понятие. Вот почему мы солидаризовались с Гурджиевым в том ,что он говорил иногда, что цель всякого духовного учения сделать человека актером, ибо пластичность взаимоотношений с реальностью , умение увлечься заданным, и преображение, как перевоплощение, как первая стадия преображения это термины все принадлежащие в основном театральным актерским профессиям, к сожалению Константин Сергеевич под влиянием Владимира Ивановича Немировича-Данченко в советское время ушел от театра перевоплощения к театру действия, ну какое время на дворе было , он человек был гибкий творческий, вот, но сам этот термин ТЕАТР ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ , понимаете, он просто абсолютно духовный термин, имеющий непосредственное отношение к процессам трансформации личности , психоэмоциональной сферы и так называемого физического тела, хотя строго говоря нужно говорить биологического тела. Как видите наиболее таинственным , мистическим , имеющим глубочайшие корни является именно понятие ритма, вот это выпало нам, короче, в силу опять же социального давления – чакры, шмакры, да?, отсюда внимание к уровням , отсюда внимание к цветку более-менее правда, не без экспериментальных новаций, понимаете, происходящих в основном из-за невежества , ну ладно бы на себе только экспериментировали , но людей вовлекают в эксперименты, но что поделаешь , наука требует жертв, если эти люди занимаются наукой. Есть простое правило , чем расплывчатее термин или психотехнический прием или поведение , да, чем оно эмативнее, чем оно больше опирающееся на эмоционально чувственные ассоциации , так называемые конотативные элементы нашего общения, тем строже, четче должна быть внутренняя структура этого , т.е. в чем более туманные области человеческой психики вы отправляетесь, тем больше требуется абсолютно точных рациональных знаний. В чем более рациональные сферы вы отправляетесь, тем больше требуется эмоционально-чувственной энергии, это простой закон он есть везде в том числе и в теории зрелищ, кстати говоря, которая прилагается и к теории рекламы и к теории маркетинга и т.д. и т.п. т.е. должен существовать как и везде, принцип дополнительности, чем меньше семантики, а больше канотативных элементов, тем строже должна быть структура, чем больше семантики , меньше канотативных элементов , тем более мягкая должна быть структура. Это фундаментальный закон, который вобщем-то неплохо бы знать людям имеющим дело с попытками обучить чему-либо другого человека. Я намеренно сегодня, вот такой импульс пришел , намеренно вам демонстрирую свою образованность, потому что , с удивлением я обнаружил, для многих участников процесса это полностью полная неожиданность, они думают что все это упало на меня с неба или этому меня научил косноязыкий Мирзабай, понимаете, я у Мирзабая учился только потому что , смог чему-то научиться только потому что я проштудировал все что мог , касающееся суфийской традиции, трали-вали, то да се, потому что он не пользуется семантическими элементами практически совсем , а значит моя структура желающая воспринять содержащуюся информацию должна быть предельно жестко структурирована иначе полная лажа, как я и наблюдал на многих. Я действительно образованный человек, написал и защитил кандидатскую диссертацию еще в советское время , диссертация называлась «Некоторые особенности паталогической адаптации у лиц принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», ее официальное название. Один голос против , я даже знаю чей, это был совет Института клинической радиологии Академии наук СССР еще тогда, хотя это находилось в Киеве, но подчинялся этот институт в силу своей тогдашней закрытости Академии медицинских наук СССР, и я ездил в Москву в Академию медицинских наук СССР дабы утвердить дабы утвердить название диссертации и ее тезисы, как и положено , что я услышал там отрицательного , ну кто только у нас не защищался ,а вот режиссера еще не было. Поскольку по базовому образованию я режиссер драматического театра. Поэтому по всему , задача овладения этим инструментом делится на две части , первая часть создание инструмента, как всякое создание это кропотливая скучная тренинговая работа, что бы сформировать у себя до того момента не существовавшую функциональную структуру, нужна мотивация т.е. желание – раз, да , труд- два , и грамотный инструктор – три, и группа, как показывает практика наиболее эффективно это происходит в группе составом от 6 человек и далее.
Второй момент это умение пользоваться этим инструментом, для того что бы пользоваться нужно осуществлять с помощью этого инструмента деятельность, некую работу, вот это напрочь выпало, просто, понимаете ведь, весь восторг вокруг этой системы саморегуляции к моменту ее появления и официальной защиты , а она происходила дважды , первый раз здесь я доклад делал в Петербурге, на каком-то там всесоюзном чего-то у казначеев короче говоря, а второй раз совсем в серьезном месте в Институте биофизики Академии наук СССР , как вы знаете Институт биофизики Академии наук СССР это институт который занимался медико-биологическими проблемами закрытого характера, от составов атомных станций, до составов спецназов, космонавтов и т.д. Собственно говоря, после доклада в Институте биофизики меня и пригласили на работу в институт клинической радиологии. Весь пафос , весь азарт вокруг этой системы был в том , что она позволяла повысить эффективность очень разнообразной деятельности и безусловно обнаружить функциональный смысл этой системы можно только совершая разнообразную деятельность, чего я не наблюдаю последние пятнадцать лет, практически совсем. С помощью этой методики можно устанавливать, как минимум, личные рекорды в спорте, с помощью этой методики можно стать очень хорошим и интересным актером , с помощью этой методики можно привести в гармоничное состояние психоэмоциональную сферу, с помощью этой методики можно повысить свой креативный потенциал, с помощью этой методики тра-та-та, та-та-та, та-та-та-та, первое использование этой методики в науке было с моего, так сказать, ведома в Минске девушка в Академии художеств защитила кандидатскую диссертацию на тему «Ритмы в изобразительном искусстве различных периодов» , диссертация была защищена на ура и она стала кандидатом искусствоведческих наук. К сожалению, дискредитация методики происходила в гораздо большем объеме чем ее реализация, причина этому проста, очень мало людей занимались профессией инструктор ДФС, и очень много людей использовали средние , средние, очень средние, а чаще всего ниже среднего знания и владение этой методикой для реализации позиции гуру, т.е. духовного наставника, Иван Ильич – наставник молодежи, что полностью лишило людей квалификации в этой области и привело к массовой профанации и традиции и методики ДФС, правда, как я вот рассказывал в четверг, эта жертва была необходима, в противном случае организовать процесс формирования живого саморазвивающегося социально-психологического мира было бы невозможно, социально-психологический мир не может состоять из профессионалов , один из таких выводов научного характера , который я сделал наблюдая вот эти вот пятнадцать лет дискредитации, очень простой – люди не заняты деятельностью, огромное количество людей ничего не делают, а просто автоматически фунциклируют в обстоятельствах навязанных им их социальной историей, и понял тот суфийский объем , который скрывается за выражением моего мастера: «Игорь, как ты думаешь сколько бездельник Москва, сколько бездельник Ленинград», сколько вообще бездельников, бездельников очень и очень много, поэтому чисто подсознательно такие люди вытесняют функциональное назначение данной методики и в лучшем случае, не очень грамотно используют ее для производства внутренних переживаний, но очень неграмотно потому что опять же совершенно объективно исследованы возможности данной методики формирования переживаний , вплоть до переживаний вызываемых любым наркотиком, любым без приема его , хотите ЛСД, пожалуйста ЛСД, хотите героин, пожалуйста героин, все те же субъективно переживаемые эффекты происходят , объективизируются , но организм при этом наркотиком не отравляется, привыкание в данном случае просто по закону ригидности , понравилось еще раз делаем, еще раз делаем, еще раз, но на биохимическом уровне происходят совсем другие процессы. Может быть это, с точки зрения реальности это без всякого, может быть, раз событие произошло оно было неизбежно, как сказано в замечательном учебном фильме «Трасса 60», не время было , не место, на первый план вышел психотерапевтический сначала эффект этих занятий, потому что этот эффект тоже зарегистрирован статистически достоверно с помощью объективных показателей и тестовых исследований, вообще весь объем работы который проведен для того чтобы эта методика приобрела официальный статус , те из вас кто соприкасался с наукой, знают сколько нужно всего сделать такой вот рядовой, занудной работы для того чтобы получить необходимый объем данных , которые бы подтверждали тот или иной аспект данного изделия. Ну вы знаете , что методика запатентована и в России и на Украине, и так сказать, имеется авторское свидетельство и т.д. и т. п. трали-вали, то да се. Возвращаюсь к ритму, возвращаюсь к ритму, потому что ритм и соединяет данное ремесло с задачами трансформации , т.е. это является как бы переходным моментом когда ремесло начинает служить творчеству, ритм это прежде всего характеристика нечеткая , но в то же время достаточно четко дифференцируемая, характеристика переживания восприятия пространства, как мы знаем в нашей культуре внимание к пространству отсутствует, иногда до такой степени , что свинарники в которые превращают люди свои квартиры, понимаете, сильно отличаются от свинарников где-нибудь на юге Германии, т.е. в нашей психокультуре поскольку она была разрушена, отсутствует внимание к пространству и поэтому все восприятия , связанные с восприятием пространственных характеристик узурпированы всевозможного рода доморощенными экстрасенсами, магами колдунами и т.д. и т.п. овладев примитивнейшими навыками восприятия пространства такие люди поражают воображение обывателя своими исключительными возможностями. Данная система дает возможность не только развить возможности восприятия, но еще и грамотной дифференцированной интерпретации получаемой информации, несмотря на то, что она в основном в виде слабых сигналов, часто лежащих за порогом обычной чувствительности, и в основном презентуется нашему сознанию в форме переживаний , ну у некоторых к этому еще добавляется визуализация , у некоторых к этому добавляется скажем еще какая-нибудь дополнительность восприятия, как мы знаем существуют люди и со способностью к синкретическому восприятию, да, которые видят звук, слышат цвет и т.д. Есть замечательная работа «Испытуемый Ш.» , особенности восприятия испытуемого , такая небольшая работа описывающая человека с полной синкретическим восприятием, который жил в очень интересном мире восприятия, он мог запомнить дорогу потому что там забор шершавого цвета и звучит в такой-то тональности до-минор, и прочее, прочее, (неразборчиво) был такой человек Лурий (??? 50мин от начала) кажется написал. Вот, т.е. последовательность событий, которая по идее должна происходить – это формирование инструмента , освоения в максимальном диапазоне его возможностей функциональных, за счет этого развития чувствительности восприятия слабых сигналов идущих от пространственных ощущений, так сказать, восприятий, ощущений, и переходящих , так сказать , в переживания и грамотной интерпретации получаемой информации. Это одна сторона и вторая сторона это расширение диапозона своего функционирования с опорой на эмоционально-чувственную сферу, что мы знаем тоже в нашей культуре не принято за исключением специальных профессий, прежде всего профессии актера. В дальнейшем это может при желании привести к рациональной, осмысленной дороге к трансформации , но это другая история к методике прямого отношения как раз не имеющая. Поэтому необходимость перестройки , вот что больше всего тормозит использование этого инструмента, тормозит такое понятие как «таковость», да , мы знаем что социальное давление организовано в этой области таким образом что бы закрепить за человеком определенный имидж, сюда входит внешний вид, стиль поведения и т.д. и т.п., да мы сделали поведение человека максимально предсказуемым, ибо максимальная предсказуемость поведения , есть максимальный уровень социальной безопасности, поэтому мы все друг друга стараемся загнать в четко описуемый имидж, то что на нашем языке называется «таковость» , все и вы в том числе , теперь надо так всегда будет, и вы в том числе , и я в том числе , на уровне своего социального функционирования, и если я это специально не рефлексирую, ибо предсказуемое поведение повышает чувство безопасности при столкновении с другим человеком, классическая история это семейная жизнь – «таковость» доводится до такого , что становиться скучно, ибо семейная жизнь все-таки, несмотря на все усилия социума, в большей степени относиться к сфере частного и интимного даже, а частное и интимное не связаны с понятием социальной безопасности общения, непредсказуемости, а связано, как раз с эмоциональными аспектами общения, т.е. то что называется удовлетворением базовой потребности в эмоциональном контакте, а эмоциональный контакт вещь как известно спонтанная , музыкальная по сути своей, и если в отношении двух близких людей нет музыки , то естественно, предсказать все что будет с ними не составляет для специалиста никакой сложности, вплоть до подробного описания, так называемых, в данном случае это так называемых, интимных взаимодействий, их можно описать с такой точностью, что просто человек будет шокирован, потому что, очевидно, ты где-то там с помощью ФСБ, встроенной видеокамеры записывал, на самом деле это безумно легко для специалиста, ибо действует один и тот же фундаментальный закон, из мира следствий в мир причин, так вот причина , главный закон межличностных коммуникаций социального общения , говоря другим языком, не клиническим, это закон «таковости», закон максимальной предсказуемости, и чем сложнее, или как говорят, чем более зрелым является тот или иной социум, тем большая степень безопасности обеспечивается за счет все более и более жесткой фиксированности взаимодействий. Тебе как социологу должно быть интересно, можно написать бесконечное количество шлягеров социологических опираясь на простую вещь, на этот закон, естественно , тем с большей силой это вытесняется из индивидуального самосознания, это один из самых вытесняемых законов, гораздо с большей силой он вытесняется, чем , скажем, проблемы сексуальных влечений, там сексуальных табу, по сравнению с этим сексуальные игры людей, ну как мы уже теперь знаем, хотя бы теоритически, совсем безобидные, а вот эта вещь она вытесняется очень серьезно, и тут и возникает главное социальное событие, связанное с ДФС, не все так просто, усе гэто, как говорят наши друзья белорусы из союзного государства, усе гэто не вельми просто, с одной стороны, научная общественность оценила данную методику на отлично, строго говоря на одном этом можно было сделать большую научную карьеру, если бы таковая цель у меня была, с другой стороны есть надсознательная …..
Отрицательная как вобщем и на многие методики саморегуляции, когда саморегуляция используется в чисто профессиональных целях, в узкопрофессиональном кругу, это собственно говоря, дело профессионалов, но когда методика дает возможность широкого распространения ее среди населения, а мы с вами и есть то самое население, то прежде всего она надсознательно оценивается именно с точки зрения закона «таковости», В данном случае данная методика позволяет преодолеть социальное давление в этой области и расширить свое функционирование в качестве социальной единицы до очень , с точки зрения надсознательных социальных механизмов, до очень большого диапозона, что не есть хорошо поскольку снижает предсказуемость поведения, и начинается давление, первые друзья — лучшие враги, да, с ближнего окружения, ибо ближнее окружение в первую очередь является семья ячейка общества, ближнее окружение в первую очередь является тем механизмом, который транслирует социальное давление на индивидуума, что это такое ?, что это такое? что ты меняешься? Чё ты какой-то не такой? Ты что , заболел? Аль ты в секту попал? А-та-та-та-та, а-па-па-па-па-па,а-па-па-па-па. Пошли давить. Куда вылезаешь из закрепленного имиджа? Куда? Куда ? Что бы привести яркий пример воспользуюсь Игорем Николаевичем Калинаускасом, ну посмотрите сами, да, довольно интересный и профессионально признанный художник, довольно интересный и профессионально признанный , так сказать, музыкант-импровизатор-вокалист, дальше, доктор психологических наук, доктор в области психологии личности, доктор в области соционики, еще в области чего-то, почетный член Молдавской Академии, еще чего-то, автор довольно популярных книг, да, ну и вообще личность заметная, казалось бы средства массовой информации, в силу их всеядности , хотя бы желтая пресса, давно должны были бы отреагировать, да, и раскручивать эту фигуру, чего мы не наблюдаем и не будем наблюдать, только народная молва, мифы и легенды, почему ? Потому что это неправильно. Не может академик петь, не может певец быть художником, не может художник писать книги о практической психологии, кольцо замкнулось, тем более не может быть он игроком , не скрывающим этого, даже не делающим вид, что он случайно зашел в казино, и т.д. и т.п., ну вы много сами знаете про этого человека, про эту фигуру. Про этого человека не много может быть знаете, но про эту социальную фигуру, скандально известен. Вот единственный негативный аспект, и то он связан с реальным широкопрофильным использованием возможностей данного инструмента, но именно этот момент — надсознательный – это не чья-то конкретная воля, это автоматическая реакция надличностных механизмов социума, привела к тому , что ДФС сгинула для большинства и превратилась в шарашкину контору псевдодуховных искателей. Есть несколько человек, которые профессионально используют эту методу, их немного, совсем немного, и они тихонько себе сидят, и делают свое тихонькое дело в узком профессиональном кругу. Вот такие пироги с котятами, очень странное выражение, почему с котятами? У нас в Рязани пироги с глазами, их едят , а они глядят, глаза майора Пронина. Так вот если снять всю мистификацию последних времен, то ДФС – методика активной саморегуляции с помощью дифференцированных функциональных состояний – один из наиболее качественных инструментов в области практической психологии, с очень широким диапазоном функциональных возможностей, и не имеющим идеологической нагруженности, освоение этой методики не требует перестройки картины мира, она просто акцентирует слабо известные в массах особенности человеческих функциональных возможностей, это имеется ввиду все то, что мы обозвали психоэнергетикой или эмоционально-чувственной сферой как органа, который тоже для чего-то нужен, а для чего все нам нужно? Для удовлетворения наших потребностей и, конечно-же, приводит с неизбежностью к знакомству с таким фундаментальным надличностным механизмом, как оказание давления в области таковости, вот, собственно говоря, и вся асоциальность данной методики.
Прошу вопросы.
Вопрос: — Игорь Николаевич, любой человек имеет какое-то доминантное звучание, а продукт традиции – человек начинает звучать гармонично, с точки зрения методики в четверке, да, в какой момент это происходит, и я понимаю что это постоянное, без каких-либо дополнительных усилий происходит это звучание.
И.Н.: — Ну ты знаешь, когда кончилась советская власть и началась великая капиталистическая революция в нашей стране, выяснилось: отчего так хорошо пахнут проклятые иностранцы, оттого, что они моются как минимум один раз в день, как минимум, и пользуются при этом очень качественными гелями для душа и шампунями для волос. Как получается английский газон, да, сеешь траву, постригаешь ее каждый день, через сто лет имеешь английский газон, тот же принцип. С одной стороны это инструмент, качество инструмента, любой человек освоивший ту или иную методику эмоционально-чувственной или психоэнергетической саморегуляции с неизбежностью приходит к базовому, что базовое состояние есть не состояние доминанты, на которую насажено огромное количество спектров «таковости», а базовое состояние есть гармоничное состояние, т.е. аккорд, музыкально говоря, переход от одной долбящей ноты к аккорду, да, с другой стороны традиция в отличии от методики , меняет описание, персональное описание картины мира и человека, что с другой стороны служит основой для того что бы противостоять автоматизму социального давления, когда эти две вещи встречаются, получается, то что на языке данной методики называется четыре. Потому отличии от методики традиция дает такие понятия как резонанс, как реальность как таковая, социальная природа, биологическая природа, духовная природа и т.д.это уже другая история, но как это, искусству всегда угрожает два чудовища, да, художник, который не мастер, и мастер, который не художник. Так вот, если с точки зрения традиции, данная система саморегуляции является частью мастерства, частью ремесла, что не означает , что данная методика вне традиции не приемлема, отнюдь, но для того что бы проложить мостик от методики к традиции требуется специальное знание, в противном случае будет, то что мы наблюдаем в массовом количестве. Еще вопросы:
Вопрос: — Игорь Николаевич, такой вопрос, вот сегодня вы говорили об активности , да, об активном использовании методики, с другой стороны идея резонанса, вот т.е. как некоторая резонансность с тем, что есть вокруг, где грань между…
И.Н.: — Резонанс это очень активное состояние, как показывает практика, для того что бы войти в резонанс с чем-либо, требуется очень затратное энергетически усилие, целенаправленное, сознательное, да, ведь прибавка энергии возникает в момент достижения резонанса, но что бы достигнуть резонанса нужно затратить n-ое количество энергии, это из физики известно, и резонанс как способ пребывания в мире это совсем не то, что резонанс как психотехнический прием в конкретной локальной функциональности. Это нужно дифференцировать, интегрировать не надо, у нас все всё совсем интегрируют, получается даже не винегрет, а просто безвкусная мешанина, вот уж кулинарией не занимаются, не понимают, что смешивать это очень сложно, вот. Что касается активности, понимаете, психология активности, да, есть такой раздел, это такая наука есть молодая, но уже достаточно много достигшая именно в силу специфической потребности на профессиональной, я имею ввиду в различных специальных областях деятельности, она показывает, что человек в режиме отсутствия рефлексии действует автоматически в рамках социальных рефлексов, особенностей своей индивидуальной конструкции, там, знаний приобретенных случайным образом, или не случайным, и так далее, что социум стремиться свести функциональную активность до минимума, специализированного минимума, и собственно большинство, подавляющее большинство, людей рассматривают блага цивилизации, как освобождение от необходимости быть активным, причем под это подведен идеологический лозунг, что цивилизация дает нам возможность все меньше и меньше тратить сил и энергии на выживание биологическое, а освободившаяся для чего ? об этом ничего не говориться, стыдливо умалчивается, ну хотя бы для того что бы кормить воротил индустрии развлечений, правильно, ведь индустрия развлечений кормится за счет бездельник, который имеет много времени, но не знает куда его деть, цивилизация его освободила от большинства затрат на выживание, а для чего она его освободила она ему не сказала, потому что это уже область духовного смысла, смысла жизни, поэтому возникла индустрия досуга, развлечений которая заполняет вот эту образовавшуюся свободную нишу, но в основе большинства массовых развлечений лежит известный давным-давно пьяницам принцип, ну, говорит, погуляли вчера, ничего не помню, т.е. это жизни моей вроде как и не коснулось, выпал, впал, как говорил мне один молодой актер, что Игорь Николаевич вы мне мозги пудрите, все очень просто, прихожу за пять минут впадаю в медитацию, играю как Михаил Чехов, я говорю, прекрасно, одна маленькая проблема, как выпадать будешь ? он выпал в окно пятого этажа, опять же потому что он не хотел усвоить фундаментальный закон соотношения канототивного и семантического, во всех его практических аспектах. Отсутствие вопросов непосредственно связанных с методикой говорит о том, что вы к ней еще не приступили.
— Есть вопросы .
И.Н.: — Давайте.
— Даже два.
И.Н.: — Давайте.
Вопрос: — Вопрос первый, тридцать дней или девяносто, или еще больше для того что бы это, ну как скажем, укоренилось.
И.Н.: — В норме сама функциональная структура, которую можно объективизировать приборными или тестовыми испытаниями, формируется где-то двадцать, сейчас точную цифру, есть точная цифра, экспериментально полученная, двадцать восемь дней — повтор, как всякий условный рефлекс, в данном случае сложный условный рефлекс, поэтому по Сеченову, а не по Павлову, кстати, очень интересно сравнить теорию рефлексов Павлова и Сеченова, поскольку Павлов-то больше интересовался безусловными рефлексами на самом-то деле, а Сеченов как раз, вот, сложными, ну и Узнадзе об этом тоже довольно интересно пишет, вот, поэтому если вы после 30 дней начинаете эксплуатировать эту функциональную систему, понятно, да, то вот этого достаточно для формирования, если же вы ее не эксплуатируете, можно бесконечно это делать, тоже интересное занятие. 90 дней – меня когда спросили военные, за сколько времени вы можете обучить солдата вот этой методике, при условии, что мы вам полностью отдаем в распоряжение от подъема, до отбоя, я говорю, хоть полностью, хоть частично – 30 дней, мне сказали это очень долго, и слава Богу, а то бы призвали в армию , я был еще военнообязанный тогда, и трубил бы я от подъема до отбоя натаскивая солдат методике ДФС. 30 дней им показалось много, но это они понимали, что я отвечаю ответственно, как профессионал в экстремальной ситуации, сами понимаете. Организм это живое, да, это живое, как говориться, даже если к женщине приставит девять мужчин все равно ребенок родиться через девять месяцев, а не через месяц, так и здесь, но при условии что вы начнете эксплуатировать , т.е. пускать в ход эту функциональную систему, ибо это функциональная система, т.е. система предназначенная для деятельности, если вы ее не эксплуатируете, то… 90 занятий – это максимум, после этого нужно человека выгонять, даже если он готов тебе платить и дальше, это тоже забыто, хотя я об этом говорил в соответствующие времена, больше 90 занятий заниматься ДФС бессмыслица, трата денег и обман. А вот заниматься практической эксплуатацией полученного инструмента, это можно всю жизнь творчески использовать, как это делаю к примеру я, мне для этого уже не нужно ,т.е. редко нужно специально себе чего-то напоминать, ну потому что я еще и живу по принципу резонанса, да, но все равно раз в год я делаю настройку инструмента, т.е. классически делаю цветок, огненную пульсацию и т.д., ну рояль тоже надо настраивать, хоть он и супер-мупер все равно требует настройщика, инструмент.
Вопрос: — Делаете 30 дней ?
И.Н.: — 30 дней. В качестве настройки. Второй вопрос ?
Вопрос: — Мой второй вопрос, как замечательно вытекает из Вашего ответа, но это не нарочно.
И.Н.: — из бассейна А в бассейн В.
— Да, может быть это только у меня выпало из поля зрения, хотя я старалась быть внимательной, именно, как конкретно, практически, технически я буду этим пользоваться вот именно каждый день.
И.Н.: — Значит, для начала нужен тренировочный цикл, берется какая-нибудь стандартная, доступная в данных условиях тестовая деятельность, да, допустим прыжок с места в длину, выполняется во всех шестнадцати состояниях, да, по десять раз в общей сложности, дальше эти данные обрабатываются и вы обнаруживаете в каком состоянии результат вашего прыжка, объективно в сантиметрах , или метрах, да, понятно, да , так вы для себя определяете лучшее состояние для выполнения статического физического усилия, либо поднятие тяжестей, скажем, да , дальше, бег на какой-нибудь отрезок, спринтерский бег, т.е короткий бег и скажем, стайерский бег т.е. на длинную, для вас длинную, дистанцию, как там анаэробный режим и какой-то еще режим, хороший спринтер на дистанции 100 метров делает всего три вдоха, ему хватает кислорода, а вот уже на других дистанциях с этим сложнее, вот, это одна, вторая, скажем деятельность, сложнокоординированная деятельность, ну допустим , сложнокоординированная деятельность это либо выполнение какой-то замысловатой каты, да, ну типа каты это какого-то комплекса упражнений, либо скажем, там обведение сложного силуэта, по точкам провести линию , можно сочинить можно посмотреть в книгах есть масса таких вещей стандартных, да, опять во всех шестнадцати состояниях, далее выполнение интеллектуальной деятельности, типа решения задач, раз, выполнение деятельности по удержанию внимания, это типа операторских задач, там скажем, таблицы Шотта, с помехами, без помех, с помехами в одно ухо, с помехами в два уха, я видел истерики вот на этом простом упражнении, знаете, таблица и нужно назвать числа по порядку, указать, они там сорок пять чисел, ну вот это делается просто, потом на время, потом с помехами в одно ухо , где там тебе говорят совершенно какие-то цифры другие, потом с помехами в два уха, тут тебе говорят какие-нибудь цифры, тут тебе говорят какие-нибудь эмоционально-окрашенные тексты, ты все это должен делать очень быстро, а еще тут стоит инструктор и говорит быстрее, быстрее, что это за результат , это ужасно, т.е. на помехоустойчивость, на эмоциональное состояние, т.е. делается тестовый цикл тренинга тестового , понятно, да, после этого, после того как вы познакомились с этим, да, ну даже чтение текстов в различных состояниях, да, одного и того же текста во всех шестнадцати состояниях, вот тут проверяется насколько вы входите в состояние , т.е. ваше сознание, в состоянии вы вот его отдать , вовлечь в это пространство, да, вот такое, пространство, да, ну вы это знаете, да, вот этот цикл, да , может занимать, там, полгода, в зависимости от условий и т.д., после чего обычно возникают идеи по применению методики в реальной деятельности, да, но вся сложность состоит в чем ? обычно мотивация возникает там , где не получается, а где получается , никакая система не нужна , как говорил Константин Сергеевич Станиславский и был прав, потому что мотивация , да , она возникает как преодоление, знаете, скажем для женщин это вся, почти для всех, это домашние дела, как сократить затраты времени на деятельность которая почему-то считается женской, да, почему-то. У мужчин это в основном соревновательная деятельность, как вот показать Пете, что теперь я его победю, это не значит, что это примитивно, это наша жизнь, это ее базальные вещи, (неразборчиво 1.27.30 от начала) ученики заставляют. Наиболее с моей точки зрения интересно, это для решения либо творческих задач, т.е. повышение общей креативности, т.е. повышение творческого потенциала, либо для специфических выходящих за рамки повседневной обусловленности задач, допустим вы мечтали, но у вас на это не было времени, сил, уверенности что получится, но вы мечтали, попробуйте теперь это сделать, и т.д. и т.п. не говоря уже о том , что состояние, если вы сможете сделать состояние четыре своим постоянным состоянием, это естественно логическим образом приведет к гармонизации вашего самочувствия, психосоматического состояния, вашего восприятия реальности, ит.д, т.д., но это, вы должны знать, сразу вызовет надсознательную социальную реакцию давления, в связи с разрушением вашей «таковости», вот это единственное что нужно знать, что бы не злиться на людей, конкретных, они в этом не виноваты, они просто в данном случае служат транслятором социального давления, вот , собственно говоря, значит последовательность такая , сначала осваиваем методику, формируем функциональную систему, осваиваем язык, дальше, цикл, который связан с практическим использованием методики в тестовых ситуациях, так, и дальше уже ваша свобода кто как этим будет, вы купили это , что вы будете с этим делать, будет ли это стоять в углу пылиться, или это будет показываться только по праздникам гостям, это уже не важно, понимаете с точки зрения профессиональной это совершенно не важно, вот тут вот инструктора и срываются, они начинают заниматься идеологической обработкой своих клиентов , навязывая им использование, конкретное использование, данного агрегата, понимаете, это все равно что если бы вы купили замечательный, дорогой достаточно телевизор, а потом бы вам тот человек, который вам помог его выбрать и научил им пользоваться , начал бы говорить первый канал не смотри, смотри третий, смотри то, вот эти передачи не смотри, а смотри то, а вот эти передачи смотри обязательно, это уже из другой области, понимаете, вот когда инструктор , незаметно для себя пересекает эту грань , он перестает быть профессионалом, он переходит в самодеятельные психотерапевты или гуру, духовного наставника и дальше поскольку он в этом не профессионал, то естественно дальше начинается перенос знаменитый, да, описанный Фройдом, а после него замечательно описанный Володей Леви, называемого Володей поскольку лично с ним был знаком и общался , и он мне, мы взаимно дали друг другу такое право называть по именам, он замечательно в своих популярных книжках описал как, замечательная у него была статья в «Знание сила» — «Психотерапевт из дома напротив», как люди, желая помочь другим людям, в силу благородной, как бы мотивации, но не понимая источника вот этой мотивации в себе самом, ну ладно Бог с ним, с точки зрения социума все правильно, человек хочет помочь человеку, потом не знали, что с этим делать, потому что они не знали что происходит так называемый перенос, а методикой контрпереноса они не владели, и так далее , самодеятельная психотерапия существовала, существует и будет существовать это часть повседневной жизни людей, но не надо путать, да, эти разные вещи , обучение методике — это профессия, а самодеятельная психотерапия – это просто жизнь. Еще вопросы, больше ведь не приду к вам, так что задавайте.
— Как художник , вы как вот часто у вас возникает желание передать свои состояния, именно как художник, обычно художник это регулярная работа.
И.Н.: — Я вам сейчас отвечу, вот скажем когда начинался «Зикр» — наш дуэт, …(нет записи на пленке) ……кроме того что у нас есть творческая задача, в смысле там — Мистерия огня , Вознесение, да, этого достаточно, и естественно, что музыка тоже получается разнообразной по своему звучанию, в том числе и этому звучанию, вот, тоже самое с живописью, да, вначале у меня возникали еще такие искусы, ну т.е. возьму попробую так, попробую так, теперь я естественно этот процесс не контролирую, потому что в большинстве случаев это импульс, да, и моя задача его реализовать, а что получится , как говорится, то получится, но безусловно в силу того что я много-много лет имею этот инструмент и пользуюсь им, безусловно это часть меня, это часть моего функционирования, он у меня работает и я им очень доволен. Скажем для меня с течением времени все более и более важным становилась возможность резонанса с человеком или с ситуацией или с реальностью как таковой, потому что реальность многообразна , люди многообразны и т.д. и т.п. и вот резонанс часто, хороший вопрос был, еще раз к нему возвращаюсь, что резонанс это не пассивная ситуация, это очень активная ситуация, это психоэмоциональное , психоэнергетическое отражение ситуации диалога.
— Это как бы если по памяти рисуешь, то ты входишь с ситуацией в резонанс.
И.Н.: — Ну вы, понимаете, я такой художник, который считает, что реализм это враг искусства, поэтому по памяти впечатления, а не по памяти о том как все это реально выглядело, даже когда я делаю эскизы с помощью фотоаппарата, я либо вообще не смотрю на фотографию, либо смотрю один раз, так что бы вспомнить вот это ощущение, очень редко так что б она так вот лежала под боком и вот, хотя у меня вобщем в основном предметная живопись, но все равно, но это опять связано с моей спецификой, да, для меня важно передать мир чувств, переживаний, так же как в зикре, честно говоря, для меня никакой разницы между тем что писать картину или петь зикр нет, кроме тех случаев, что картину не всегда за один прием напишешь, т.е. мокрым по мокрому не всегда не все возможно, а иногда занимает и довольно много времени.
— Игорь Николаевич, можно так понимать, что есть иерархия резонансов, находясь в неудачной, скажем, ситуации, но находясь с ней в резонансе становишься подобным.
И.Н.: — Нет, вот это и есть ваше заблуждение, вы плохо знаете физику, резонирование и резонанс это разные вещи, вот если повесить здесь гитару, она будет все время гудеть, да, она будет резонировать, на наши звуки, она резонирует пассивно, понятно, но если вы захотите что б гитара вошла в резонанс, то нужен очень классный музыкант, что бы ее ввести в состояние резонанса в данной ситуации, это ведь будет музыка, понятно, вот это главная путаница, резонировать – это просто попадать под воздействие, вот например, я очень советую научиться слушать музыку, резонируя всем существом, т.е. телом, да, эмоциональночувственной сферой, сознанием, это резонирование, понятно , да, а резонанс это деятельность, это кстати говоря, Ева, обрати внимание, что нужно уточнить контексты, иначе возникает у людей путаница, что мы используем термин резонанс, если физику вы посмотрите, для достижения резонанса нужно произвести достаточно большую работу, понятно, а резонирование происходит автоматически, к чему, собственно говоря свели — стимул реакция, стимул реакция.
— Игорь Николаевич, еще вопрос, для меня и так же как у других есть состояния, в которых пребываешь привычно и состояния, которые, вобщем-то, сложно освоить, но хотелось бы их освоить, не всегда это легко освоить инструментально, т.е. набор энергии, излучение, насколько для развития инструмента участие в этих ситуациях, ну может быть это будет не резонанс, а резонирование, но благодаря этому будет попытка…
И.Н.: — Да, музыка, симфоническая музыка, ее природа.
— Все-таки есть ли эта ситуация, например, мы говорим о функциональной сфере, т.е. это ситуации требующие …
!!!!И.Н.: — Нет, любая ситуация требует активности, иначе вы просто будете потакать и без того имеющимся автоматизмам, вот уже скажем, войти в резонанс с картиной, уже нужно усилие, и единственное пассивное резонирование, которое помогает восприятию диапазона это резонирование с музыкой, но резонирование – научиться слушать не ушами только, а полностью, вот я это делал как , я включал на полную громкость , что бы все вибрировало, и в эту вибрацию отпускал всего себя.
— Своего рода танец получается.
И.Н.:- Нет , я сидел расслабленно, но вибрация, если физически двигаться блокируются различные части тела, напряжением физическим, а если ты сидишь расслабленно, начинают вибрировать клетки, клетки тела, везде все, клетки, нервы, нервные волокна, мозг-студень этот, кости, все вибрирует и вибрирует не просто так , а с музыкой, а музыка как мы понимаем, она очень богата, диапазон, вот такое у меня было, да , сам додумался, поэтому когда мы встретились с Борей и он рассказал мне про идею ритмов, я уже был готов, потому что я мог отпускать себя в такие вот, вводить себя в такие различные состояния, поэтому скажем, вибрационная техника, да, она, не зависимо от того будет ли человек использовать это профессионально, скажем для вокала или для речи, она тоже развивает вот эту способность переходить из состояния в состояние полностью, потому что чаще всего ведь на чем человек останавливается, он научается это делать внутри себя условно говоря, и на этом вся деятельность кончается, деятельность кончается деятельностью по формированию состояния, состояние это средство , а не цель, понятно, да.
— Вот вопрос непосредственно не связанный , вот я ощущаю в себе, что это начинает включаться, начинаю входить в предельные состояния, когда без этого уже нельзя, иначе я просто …
И.Н.: — Да, да, я только что об этом говорил, что обычная мотивация имеет либо соревновательный характер, либо характер не получается и я вспоминаю, что у меня есть средство какое-то другое может быть так получиться.
— Да, и поэтому на пределе как раз получается сделать следующий шаг, развиваться.
И.Н.: — Отсюда и возникают все идеи связанные там с понятием, скажем, сверхусилия у Гурджиева, с экстремальными напряжениями и т.д. т.е. научились ли вы радоваться препятствиям, да, смысл этой фразы в чем, повышаете ли вы свою необходимость в этом, делайте свою жизнь такой чтоб это вам было нужно, т.е. в любом случае это все элементы активности, как основного принципа, в отличие от реактивности, который является основным принципом обычной, так называемой, обычной жизни. В обычной жизни мы в основном реагируем, просто пассивно реагируем, а вот активность, в том числе и резонанс это активность, тогда он в нас просыпается когда нам сильно достается, это имеется ввиду, когда говорится что люди спят, да, трали-вали, то да сё, не всегда спят, с точки зрения активных состояний люди спят, но с точки зрения реактивных — они фунциклируют весьма успешно.
— На первоначальной стадии развития инструмента мы включаем свое воображение, а в дальнейшем, когда уже прилагаешь какие-то попытки слушать другого человека, вот это вот воображение оно уже начинает мешать, что делать?
И.Н.: -Так я ж тебе говорю тридцать дней и можешь забыть.
— Продолжаешь фонить сам.
И.Н.: — Ничего страшного, ничего страшного, вот тут надо уже как говориться , раз отдал управление психоэмоциональной сфере, так уж не контролируй ее своим интеллектом, самосознания достаточно, ведь понимаете, ведь у человека по отношению к себе есть много механизмов, есть самоконтроль, который связан в основном с «таковостью», есть воля, как специфическая потребность преодоления препятствий, да, рудиментарный орган кстати говоря, рудиментарный потому что он остается в нас со времени младенчества, когда учишься хватать, пока научишься нужна воля, да, преодолевать это препятствие, ходить, перелезать , вот это такая, это и есть воля, вот, т.е. преодоление препятствий и у людей она, взрослых, остается как потребность специфическая, люди любят преодолевать препятствия, даже если этих препятствий нет, поэтому, скажем, многие системы развлечений построены на преодолении искусственных препятствий в ситуации относительной безопасности или в экстриме , в ситуации большой опасности, так, дальше у человека есть самосознание , может быть, но потенциально возможность такая существует, у человека есть рефлексия, т.е. интеллектуальное отслеживание себя самого, у человека есть, в основном бессознательное чувство, самотождественности , вокруг Я-концепции огромное количество разнообразных инструментариев, психологических, интеллектуальных инструментов и весь вопрос в том , что, это уже другая история, это уже другая саморегуляция, весь вопрос в том , что ты знаешь и как ты умеешь этим пользоваться, но это человек, вообще-то это очень сложное изделие, я уже об этом неоднократно говорил, научиться пользоваться всеми возможностями этого изделия это дело истории человечества, ну и индивидуальной истории если есть специфическая мотивация, но это уже не имеет отношения к ДФС, как таковому, в ДФС важно что бы ты действительно доверился вот этому инструменту, и тогда все нормально, тогда достаточно простой грамоты 3В и все меняется, и меняется не потому что ты все контролируешь, а потому что ты себя, свою воплощенность, ввел, включил через этот инструмент и поменялась сразу пластика, как ты видишь и тембр голоса, интонации, подбор слов, мимика, микромимика, ритм и, конечно же, скажем, манера речи, это не очень удобно для выполнения той деятельности с которой я сюда пришел, но я получаю удовольствие от того, что я демонстрирую как быстро, дай какую-нибудь команду, Ева.
Е.И.: -Встать !
И.Н.: — Нет, смену состояния, человеку в 3В «Встать!», что за крики такие в D, какое-нибудь состояние, ну я сам себе могу сказать.
Е.И.: — 2С.
И.Н.: — Ну, вот я так и думал 2С. Понимаете, вот так кажется это сложным, а на самом деле совсем не сложно, только это вопрос доверия, это же вопрос доверия к инструменту и доверия к тому что и в этом состоянии вы это вы, и что ничего страшного с мнением окружающих о вас не произойдет и ваша самооценка от этого не понизится, понимаете, ведь тут же что включается – самоконтроль, а что такое самоконтороль это орган «таковости», понимаете, как это, как это, как это, разрушить такой имидж благородного старца, почти старца, понимаете, во всяком случае, а на самом деле, по существу, сейчас это актерская получается как бы деятельность, да , я просто реализуюсь в тексте, в каких-то эмоциях, каких-то реакциях, в каком-то фарсе, но суть то состоит в том, что я весь в этом состою, вся моя воплощенность, я то ведь нуль, понимаете, нуль, он в никаком состоянии, ему это не мешает, но вам-то уже мешает, потому что это уже не совсем Игорь Николаевич, предсказуемый, которого вы привыкли видеть каждый по своему кстати говоря, иллюзия, да, что нас все видят одинаково, нет, люди не фотоаппараты и даже если бы у каждого из вас был фотоаппарат, все равно фотография Игоря Николаевича будет у всех своя, понимаете какое сложное дело, но вот пока , ну а так-то собственно говоря.
-Вот сейчас видно все наглядно, а когда разговаривать не разрешают, да еще спинами друг к другу поворачивают…
И.Н.: — Это другой вопрос это вопрос слышания.
— Вот кстати, Игорь Николаевич, я по этому вопросу хотел давно задать вопрос, как бы звучать легче чем слышать.
И.Н.: — Ну это кому как.
— Ну для большинства, как сделать так что бы адекватно, что бы точно слышать то что передают.
И.Н.: — Ну ,во первых, давай так, есть люди чувствительные, но слабые, они лучше слышат, вообще зачем в социуме нужны слабые люди, во всех смыслах слабые, вот астенического сложения, невростенической конституции эмоциональной, понимаете, зачем они нужны, они нужны потому что они чувствительны, это цена чувствительности, они прекрасно слышат. Есть люди которые астеничные наоборот, они плохо слышат , но зато они сильные, уверенные, они значит хорошо воздействуют, как всегда в любом сложном ремесле проблема в соотношении силы и чувствительности. Знаешь, на театральном языке очень хорошо Федор Михайлович Ершов сформулировал, самое сложное на сцене что, сыграть сильного и доброго, самая трудная задача для самого одаренного и профессионально подготовленного актера это сыграть сильного и доброго, потому что добрый это значит чувствительный, что противоречит силе, сила и чувствительность находятся как бы во взаимном противоречии, поэтому найти баланс и уметь переходить из чувствительного в сильного и из сильного в чувствительного это сложно, вообще из стихийных слышаний самое запомнившееся мне того времени когда мы над этим всем работали, когда человек шел вдоль забора и вдруг почувствовал, что за забором 1D, он шел в чужом городе, выяснилось что там морг, что это вообще забор больницы большой и что именно в этом месте за забором морг, понимаете, вот все эти лозоходцы и прочие, ведь можно найти место силы , скажем, в этом помещении, т.е. нужно перевести себя в режим максимальной чувствительности, приема, дальше сознание дает, что именно ты хочешь выделить из этого фона и пошел, пошел, пошел и нашел, гуси пауки у Кастанеды, а Кастанеда там ползал по веранде пока нашел это и есть вопрос переориентирования себя на слабые сигналы, в принципе профессионал должен это уметь, какой-то там внутренний рычажок, чпок, чистый прием, очень трудно какую-либо деятельность кроме этой проводить, но постепенно можно научиться, вот идет чистый прием, я не буду рассказывать но , или наоборот чистое воздействие, рычажок в другую сторону и мне уже не важно маленькие сигналы, мне уже важно сигналы которые от меня идут, промежуточные различные фазы и так этим надо управлять.
— А сильный добрый это что превращение или одновременно как-то…
И.Н.: — Это баланс, весь вопрос в чем, есть ли желание, реальное желание этому научиться еще раз повторяю, этому научиться не означает, что кто-то тебя должен этому научить, это деятельность чем больше ты будешь это делать, тем больше ты будешь это уметь. Простой вопрос.
— Делать что, быть сильным или быть чувствительным ?
И.Н.:- Чувствительным, что тебя интересует, что тебя увлекает, какую именно чувствительность ты хочешь иметь по отношению к людям, по отношению к пространству как таковому, по отношению к вещам и т.д. можно такую чувствительность включит, что берешь вещь и снимаешь, у тебя возникают различные образы, информация, связанная с этой вещью, ну и так далее, мы делаем все, что скажем делал этот Мессинг, все что он показывал на своих демонстрационных сеансах мы все это делали уже освоив ДФС, без проблем, ничего сложного в этом нет, сложность только одна, действительно доверять инструменту, выключит умозрение, потому что умозрение это мышление в рамках самоконтроля, а самоконтроль это инструмент обслуживающий «таковость», поэтому дети это делают на раз у них самоконтроля такого еще нет, они еще не знают, что они этого не могут, я тут рассказывал, что в одной семье интеллигентной в Даугавпилсе, там их не много, но есть, и вот родители там, ну мы дружили на почве Лотмана, у нас третьим голосом была семиотика, они увлекались семиотикой и я , а у них была полная коллекция журнала этого Тартуского университета по семиотике, вот , мы дружили на этой почве, ну непроизвольно же всплывают в беседах разное, и вот они — «Все это мура, эта экстрасенсорика, это обман», вобщем чего они только не говорили, и в конце концов, ну сколько можно терпеть, я же не могу молча «Да, да ты прав, действительно», вот, у них двое детей мальчик и девочка, я говорю – «Сейчас мы все это проверим, Анечка, Коленька идите ко мне, сейчас, значит вы выйдете , а я вот эту вещь куда-то спрячу и буду вам мысленно показывать где она, поиграем», они – «У-у! Да, дядя Игорь!», наконец-то на них обратили внимание, эти взрослые со своими занудными разговорами про семиотику , они вышли и, естественно они нашли и один раз и два и десять раз , для них это было удовольствие, игра, после этого родители, конечно, в этой части описания мира и человека, у них произошли определенные изменения, но как только механизм социального самоконтроля , который связан с «таковостью» достаточно закрепляется в человеке, он теряет эту возможность вот так легко, поэтому будьте как дети, имеется ввиду не в смысле впадите в старческий маразм, что стар, что мал, а вот будьте как дети, умейте уходить из под контроля, из под давления , из под «таковости».
— Ну, вот тогда , вот еще один вопрос, чувствительность и открытость это разные вещи?
И.Н.: — Разные , можно быть очень закрытым человеком, но очень чувствительным, но не в области этого инструмента, этот инструмент, конечно, мой учитель мне говорил, либо ты откроешься и научишься выдерживать вредности, связанные с этим, либо ты научишься закрываться и потом будешь долго мучиться с тем как открыться, хотя это не имеет отношения к методике ДФС, это человеческая позиция, я выбрал быть открытым, постепенно за счет этого научился выдерживать все негативные последствия , поскольку позитивные последствия были для меня более ценны.
— Вопрос, как, субъективно возникает такое вот у меня ощущение, что на каком-то этапе процессы возбуждения преобладают над торможением, вот помимо «Птицы», но «Птица» она тоже скажем с концентрацией связана, когда ты засыпаешь…
И.Н.: — Понял, понял, значит в такие периоды обострения возбуждения, что рекомендуется 4В, скажем, природа, незагаженная, вот, чай — тмин, мелисса, мята, т.е. успокаивающие травки, ну и не забывать покушать, да, вы правы, такой процесс есть, у некоторых людей это является источником страха, состояния перевозбуждения, но как правило, в большинстве случаев, исключения всегда есть, это связано с тем, что человек не делает созерцания, белую птицу и нулевку. Нулевка ведь дает возможность устойчивости самого инструмента к воздействиям, что б он не дребезжал, образно говоря , созерцание развивает устойчивость при восприятии, а белая птица это просто типа аутогенной тренировки, т.е. релаксирующее упражнение
— Так ее можно отдельно делать?
И.Н.: — Да, конечно, белую птицу в любой момент, ну иногда вы знаете , набегаешься, нервный день, да как говорят
— Например, есть какое-то число вхождений, потому что для меня, вот , скажем, протест есть, все время с какими-то сложностями,
И.Н.: — Ну это надо выяснить что там у вас происходит, ну возьмите другое упражнение из аутогенной тренировки, релаксирующее, любое релаксирующее упражнение, это необязательно белая птица, белая птица она имеет свои еще моменты, о которых нельзя говорить, потому что человек будет подгонять себя туда-сюда, она неоднозначна, скажем так же как и созерцание, это потом для людей которые потом будут заниматься тем-то, тем-то, навыки полученные здесь пригодятся, ну и т.д., как всякая уже метасистема…
-Ну, т.е. не делать усилия что б тридцать раз, я честно говоря не делала тридцать раз, потому что там засыпаешь.
И.Н.: — Ну, засыпаешь это хорошо.
-Ну засыпаешь, но не крепким сном, скажем.
И.Н.: — Ну крепким сном заснуть очень просто, ложишься и говоришь себе – «Спать!» и все, у меня проблем нет. Вообще навыки саморегуляции они, как это, диффузируют, научившись саморегуляции в одной области, ты за счет диффузии, психика наша открытая система, за счет диффузии получаешь первоначальные навыки саморегуляции в другой, понимаете, когда человек об этом не задумывается, у него один единственный способ, в норме это самоконтроль, связанный с «таковостью», в экстремальных ситуациях иногда включается механизм самотождественности, просто ,да, как боевой сигнал, а так больше ничего не использует, сознание не использует, дело в том , что жизнь, то что мы говорим ,жизнь человека, она так устроена, что не требует от нас умения пользоваться собой, очень небольшой объем, поэтому произошло такое искажение, значит всякие знания там, экзотически-эзотерические трактуются как раскрытие каких-то возможностей запредельных, я и сам так думал поначалу и только осваиваясь , живя в этом , становясь в этом профессионалом, я понял, что 90% если не 99% этой информации на самом деле это искусство пользоваться этим изделием и все, и только 10 и меньше это искусство взаимодействовать с реальностью в ее экзотических аспектах, скажем так, понимаете, ведь эта хитроумная фраза «познай себя и ты познаешь мир», она настолько затаскана, что никто же не понимает о чем идет речь, а речь идет о том, познай себя ,что это такое познай себя, научись пользоваться тем что тебе дано, потому что теоретическое познание имеет свои ограничения, ну возьмем теорию нечетких множеств, если кто сталкивался в математике, вот это предел, мышление о сложных открытых множествах, тем более нечетких, поэтому теоретически познать себя как человека невозможно, можно построить гипотезу принять ту или иную модель, но это не будет познать себя, а это будет — предположить о себе, познать себя можно в деятельности, ибо деятельность сочетает в себе интеллектуальные формы познания, чувственные формы познания, телесные формы познания, я в этом смысле убежден. А что такое деятельность? Для того чтобы познать себя через деятельность нужно знать что ты можешь делать, нужно стать очень грамотным пользователем этого сложнейшего изделия, понимаете, мы редко задумываемся о том что кроме того что мы субъекты, там личности индивидуальности, мы еще обладатели вот этого изделия, и как только мы становимся в такое место мы обнаруживаем ,что мы не умеем пользоваться этим изделием, это снижает самооценку личности, размышления на эту тему блокируются, вытесняются, объявляются опасными, вредными, неправильными, всячески дискредитируются, на самом деле, вот весь мой опыт практический, эмпирический, теоретический общения с различными людьми, которые, так сказать, этим занимаются, привел меня к простому, внешне простому, пониманию, что проблема состоит в отсутствии инструкции по пользованию, ну скажем, для сегодняшних людей Интернет, это абсолютно реальная штуковина, и все понимают, что есть те кто могут этим пользоваться высокопрофессионально извлекая оттуда максимум, а есть люди которые пользуются этим меньше, еще меньше, и совсем никак, как я, я опоздал, понимаете, вот человек как инструментарий , как функциональность тоже не умеет собой пользоваться. Поэтому если таковая мотивация преодолевает самоконтроль, тогда вы начинаете это бесподобное знакомство с самим собой, если такая мотивация не преодолевает самоконтроль ваше знакомство с самим собой как с изделием ограничено социально распростаненной «таковостью» и может, в качестве добавления, тем самым ненужным теоретическим знанием, которое никогда не станет практическим, ибо ограничений на теоретическое знание у социума нет таких особо сильных механизмов, ну в тотальных государствах есть , но а демократические государства они тем и отличаются, что регулировать потребление информации приходиться более дорогими способами за счет отвлечения , а не запрещения. Пусть развивают мозги , на пришедшие деньги создавать все более и более воздействующие на подсознание и сознание программы и т.д. это сложные задачи, которые государство решает все тем реактивным путем, не с помощью специалистов, им все равно что делать лишь бы хорошо оплачивали, профессионализм, как мы знаем сам по себе безнравственен и аморален, ну это мы уже ушли далеко от ДФС, вот так , останавливаю, вот так инструктора ДФС перестают заниматься своим делом и начинают пудрить людям мозги и решать свои личностные проблемы, а люди в свою очередь перестают учится и осваивать методику и начинают возводить на инструктора проекции для решения своих личностных проблем, так образуется вместо курса делового обучения некое «мы» взаимных поглаживаний и удовлетворения взаимных ожиданий, поэтому я перестаю, я не машина для ответов на вопросы, я просто позволил вам это безобразие, только для того чтоб вы поняли человек всеяден по отношению к информации только потому что это социально не регулируется, это можно, и поэтому не различают нужную ему и не нужную информацию и не в состоянии контролировать подачу информации и впускание ее в себя, это и есть главная манипуляция которой пользуется государство и умные психологи, а второе что ваша мотивация по отношению к ДФС как системе активной саморегуляции гораздо ниже, чем ваша мотивация по удовлетворению потребности в общей вооруженности, которую вы можете удовлетворять с помощью получения от меня достаточно дефицитной информации в силу моего высокого профессионализма. На этом я закончу свой визит, размышляйте, осознавайте, если захотите, ну а если не захотите, самоконтроль все сделает и сам.